Сюжетно-ролевые игры для детей шестого года жизни
Развивать и обогащать тематику и содержание игр детей. Развивать самостоятельность, инициативу в выборе вида игры. Воспитывать активность при создании и реализации игровых замыслов. Развивать у детей умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.
Способствовать развитию игры как формы организации жизни детского общества; возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений, формированию положительных межличностных отношений детей, а также воспитательно значимых мотивов образования игровых объединений. Использовать группировки с положительными формами взаимоотношений в качестве основы развития детского самодеятельного коллектива. Следить за тем, чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогать робким, застенчивым входить в игру. Способствовать активному применению правил и норм поведения в совместной деятельности.
Совершенствовать у детей умение общаться друг с другом в игре, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивать умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.
Сюжетно-ролевые игры. Учить детей самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых советских людей, яркие события общественной жизни), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач. Учить комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Побуждать детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3—4 человек.
Дети должны знать примерное содержание своей роли и содержание ролей партнеров; уметь в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2—3 роли; знать правила ролевых взаимоотношений — подчинения, равноправия, управления.
Во взаимоотношениях в ходе игры побуждать детей выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских, коллективных взаимоотношений). В организационный/период игры (при необходимости и по ходу ее) помогать детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью, ориентироваться на отношение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из беды, преодолевая препятствия, и т. п. Воспитывать ответственность за свое поведение в совместной игре, стремление реализовывать игровой замысел.
Дети должны уметь по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; использовать игрушки, уделанные самими детьми. Уметь сооружать нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т. д.); использовать в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).
Учить детей вносить разнообразие в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме); использовать при подготовке спектакля театральные куклы, самодельные игрушки, атрибуты, элементы костюмов, декорации. Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения детей, добиваясь интонационной выразительности и соответствующего образу эмоционального состояния (грустный, веселый и т. д.). Помогать в показе спектакля-игры зрителям (детям своей группы, малышам, родителям).