Развитие основных движений в подготовительной к школе группе
Упражнения в ходьбе. Ходить в разных построениях (колонне по одному, парами, четверками, в кругу, в шеренге); ходить, совершая различные движения руками. Ходить обычным, гимнастическим, скрестным шагом; ходить выпадами в присядке, спиной вперед; приставными шагами вперед и назад; с закрытыми глазами.
Упражнения в беге. Бегать легко, стремительно. Бегать сильно сгибая ноги в коленях назад; выбрасывая прямые ноги вперед; бегать, перешагивая через препятствия — барьеры, набивные мячи (высотой 10—15 см), не задевая за них, сохраняя скорость бега. Бегать спиной вперед, сохраняя направление и равновесие. Бегать со скакалкой, с мячом, по доске, по бревну. Бегать из разных стартовых положений (сидя, сидя «по-турецки»; лежа на спине, на животе; сидя спиной по направлению движения и т. п.).
Сочетать бег с ходьбой прыжками, подлезанием; с преодолением препятствий в естественных условиях. Пробегать 10 м наименьшим числом шагов. Бегать в спокойном темпе до 2—3-х мин. Пробегать 2—4 отрезка по 100—150 м в чередовании с ходьбой. Пробегать в среднем темпе по пересеченной местности до 300 м. Выполнять челночный бег (5x10 м). Пробегать в быстром темпе 10 м 3—4 раза с перерывами.
Бегать наперегонки; на скорость 30 м (примерно за 7,5—6,5 сек. к концу года).
Упражнения в прыжках. Подпрыгивать на двух ногах на месте с поворотом кругом; смещая ноги вправо-влево; сериями по 30—40 прыжков 3—4 раза. Прыгать, продвигаясь вперед на 5—6 м; перепрыгивая линию, веревку, боком, с зажатым между ног мешочком с песком, набивными мячами, перепрыгивая через 6—8 набивных мячей (вес 1 кг). Перепрыгивать на одной ноге линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением вперед. Выпрыгивать вверх из глубокого приседа.
Подпрыгивать на месте и с разбега с целью достать предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка на 25—30 см. Впрыгивать с разбега в три шага на предметы высотой до 40 см, спрыгивать с них. Прыгать в длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 180—190 см); в высоту с разбега (не менее 50 см). Прыгать промежуточными прыжками и без них; с ноги на ногу: бегать со скакалкой. Прыгать через длинную скакалку; пробегать под вращающейся скакалкой; перепрыгивать через нее с места; вбегать под вращающуюся скакалку, перепрыгивать через нее один или несколько раз и выбегать; пробегать под вращающейся скакалкой парами. Прыгать через большой обруч, как через скакалку.
Упражнения в бросании, ловле, метании. Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками не менее 20-ти, одной — не менее 10-ти раз подряд; с хлопками; поворотами и др. заданиями: из одной руки в другую с отскоком от пола. Перебрасывать мяч друг другу: снизу, из-за головы (расстояние 3—4 м); из положения сидя «по-турецки»; через сетку; набивные мячи (вес 1 кг). Бросать в цель из разных исходных положений (стоя на коленях, сидя и др.). Метать в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 4—5 м; в движущуюся цель. Метать вдаль не менее 6—12 м.
Упражнения в ползании, лазании. Ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; на животе и на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; проползать под гимнастической скамейкой, под несколько пособий подряд. Перелезать на другую сторону вышки, вертикальной стенки через верх. Переходить с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Влезать на лестницу и спускаться с нее быстро; менять темп лазания, сохраняя координацию движений, используя перекрестную и одноименную координацию движений рук и ног. Лазать по веревочной лестнице; по канату; захватывать канат ступнями ног в висе стоя (воспитатель придерживает конец каната); выпрямлять ноги, захватив канат ступнями ног, одновременно сгибать руки, перехватывать канат руками вверх до их выпрямления (ноги выпрямлены); влезать на канат на доступную высоту.
Равновесие. Пройти по гимнастической скамейке боком приставным шагом; неся мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге, а другую махом пронося вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и делая под ней хлопок. Идти по гимнастической скамейке, посередине остановиться и перешагнуть палку (обруч, веревку), которую держат в руках; присесть и повернуться кругом, встать и идти дальше; перепрыгнуть ленточку, идти дальше. Подпрыгивать стоя на скамейке и мягко приземляться на нее; прыгать, продвигаясь вперед на двух ногах по наклонной поверхности. Пройти по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком. Стоять на носках; стоять на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе, гимнастической скамейке; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх. Балансировать на большом набивном мяче (вес 3 кг). Кружиться с закрытыми глазами, остановиться, сделать фигуру.