Изобразительное искусство для детей подготовительной к школе группы (III-IV квартал)
III квартал
Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Различать выразительные средства в произведениях изобразительного искусства: картина (колорит, форма, композиция). Например, И. Левитан «Март» (пейзаж); П. Кончаловский «Сирень» (натюрморт); Т. Яблонская «Весна» (жанровая картина).
Скульптура мелкой пластики (объем, силуэт), например, «Девочка с куклой», «Белка» и др., «Чабан», «На джайлоо» и др.
Декоративно-прикладное искусство (колорит, композиция узора, соответствие узора форме изделия). Например, семеновская матрешка, украинский куманец, белорусский узор, молдавский коврик, грузинская чеканка, киргизский тушкийиз и т. д.
Рисование. Передавать строение и характерные детали натуры (тюльпана, нарцисса, ветки вербы, мимозы). По памяти, на основе наблюдений, изображать общественные события («Праздник 1 Мая», «Субботник», «Лети, ракета», «Наша Москва», «Город Фрунзе»), При изображении природы уметь передавать соответствующий колорит, использовать контрастную и пастельную гаммы цветов.
Рисовать декоративные узоры на разных формах, фонах (по мотивам русского и киргизского прикладного искусства, городецкой, филимоновской, хох- ломской, жостовской росписи), а также искусства народов других национальностей. Сочетать фон с определенной цветовой гаммой. Включать в составление узора растительные формы (цветы, листья, плоды, ягоды), изображения птиц, животных. Выполнять композиции узоров как индивидуально, так и небольшими группами (3—4 человека).
Темы для рисования можно брать из литературных произведений: стихи о весне, сказки «В созвездии \"Три Архара\"», «Лиса и человек», «Гуси-лебеди», «Морозко».
Предлагать более сложные узоры для ширдака, тушкийиза, алакийиза, тканей, подносов. Для киргизского народного узора характерно сочетание зеленого фона с красным и желтым, розового с зеленым, серым, синим, черного с белым.
Лепка. Выполнять скульптурные изображения животных, людей, игрушек («Мы идем на парад», «Зоопарк», «Птицеферма», «Чебурашка», «Дедушка Мазай и зайцы», «Мальчик пускает кораблики», «Птицы на ветке», «Подарки малышам»). Участвовать в коллективной лепке. Лепить разнообразные формы посуды (кукольный сервиз, кринки, пиалы, кувшины). Учить детей обрабатывать поверхность формы пальцами и стекой, украшать ее рельефом.
Декоративная лепка. Лепить игрушки, барельефы по мотивам народного творчества (красивые цветы, лошадку, сказочных птиц, сувениры, например, «Сервиз для кумыса» и др.). Уметь декоративно расписывать глину.
Аппликация. Использовать приемы силуэтного вырезывания и обрывной аппликации. Подбирать в зависимости от содержания, характера образа бумагу разной фактуры, природный материал, ткань. Делать силуэты к сказкам для игры в теневой театр. Выполнять аппликации индивидуально и коллективно («Цветущий луг», «Хоровод», «Птицы прилетели», «Космос» и т. д.). Составлять симметричные узоры по типу народных росписей, вышивок, передавая особенности узора, колорита.
IV квартал
Дети самостоятельно рассматривают произведения изобразительного искусства, обращая внимание на содержание и средства выразительности. Рисуют с натуры цветы, деревья, ягоды, грибы; лепят скульптурные группы фигур людей и животных; составляют декоративные композиции по замыслу с использованием элементов народных узоров, расписывают плоскостные и объемные формы, изготовляют предметы из природного материала, ткани, ниток; выполняют коллективные работы (рисунки, лепку, аппликации).