Воспитание любви к художественной литературе подготовительной к школе группы (III квартал)
Чтение и рассказывание детям. Средства образности и выразительности художественной литературы. (Как рассказывает литературное произведение.)
Учить эмоционально откликаться на содержание реалистических произведений: рассказов о трудолюбии, заботе о людях («Чужая калитка» Е. Пермяка; «Олешек» Э. Цюрупы); об отношении детей к живой природе («Ребята и утята» М. Пришвина); олицетворения в рассказах о родной природе («Золотой луг» М. Пришвина; «Весна» Г. Скребицкого; «От весны до весны» И. Соколова-Микитова). Вызывать сочувствие детей, формировать у них представления о дружбе («Лев и собачка» Л. Толстого), способность осознания мотивов поведения героев («Прыжок» Л. Толстого; «Фантазеры» Н. Носова). Учить чувствовать различие языкового стиля юмористического и драматического рассказов.
Учить чувствовать поэтичность волшебных сказок, понимать образные выражения, сравнения, улавливать ритм повествования («Снегурочка», русская народная сказка в обработке И. Карнауховой; «Лиса и человек» К. Эшмамбетова); замечать особенности композиции: повторы, троекратность.
Воспитывать чувство юмора: учить понимать прием сказочного преувеличения («Принцесса на горошине» Г.-Х. Андерсена). Учить воспринимать выразительные средства поэмы, рассказывающей о добром отношении к природе, взволнованность живой речи, смену интонаций и ритма, разговорный стиль («Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова, отрывок) и стихотворной волшебной сказки («Сказка о царе Салтане» А. Пушкина), углубляющей представления о добре и зле. Читая стихи о природе, учить слышать звучание ее «голосов», понимать олицетворение, смысл метафоры («Песня о весне» Я. Коласа).
Обучение выразительному чтению. При заучивании стихов о празднике учить передавать в чтении ликование весеннего Мая, выражать чувства любви к Родине, к людям труда, читать звонко, торжественно («Здравствуй, праздник!» О. Высотской), бодро, легко, подчеркнуто ритмично («Город Фрунзе» М. Джангазиева); передавать теплое чувство, проникновенность, значительность, читать задумчиво, мягко, в замедленном темпе, отделять паузами вопросы и ответы («Журавли» П. Воронько). Учить выражать радостное чувство встречи весны («Весна» И. Токмаковой); в чтении изобразить ее ликующее шествие, движение и блеск весенних вод, их шум, звонкость голосов гонцов весны; о майских днях читать ласково, тихим голосом, теплее («Весенние воды» Ф. Тютчева); передавать общий радостный тон, ласковую разговорную интонацию («Черемуха» Е. Благининой); спокойную интонацию созерцания весеннего луга, тонкое звучание, негромкие голоса тихого весеннего дня («На лугу» А. Блока).
Творческое рассказывание. Учить придумывать на тему, предложенную воспитателем — придумывать завязку, ход событий и развязку, описывать время и место действия; учить строить композицию сказок, применяя традиционные приемы народных сказок. Учить передавать разнообразными интонациями характеристики персонажей, характерное отношение, общий тон повествования.