Воспитание любви к художественной литературе подготовительной к школе группы (I квартал)
Воспитывать любовь к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, эмоциональную отзывчивость на их содержание.
Необходимо развивать у детей способность эмоционально-образно воспринимать красоту и поэтичность сказок, рассказов, стихотворений, понимать нравственный смысл изображаемых событий, правильно оценивать поступки героев художественного произведения.
Воспитывать у детей литературно-художественный вкус, поэтический слух, формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы, о некоторых ее жанрах, простейших элементах образности — в языке, композиции. Учить детей определять характер произведения, понимать и чувствовать настроение, общий тон, различать изобразительно-выразительные средства, улавливать музыкальность, звучность, ритм поэтической речи. Обогащать представления детей о писателях и поэтах, народном творчестве, книгах и иллюстрациях.
Обогащать речь детей образным языком детской литературы и фольклора.
При обучении выразительному чтению стихотворений и пересказыванию сказок и рассказов побуждать к передаче главной мысли, настроения, собственного отношения к событиям и персонажам. Учить находить разные средства выразительности исполнения, смысловые ударения, произвольные паузы, интонации, жест, мимику.
Развивать словесное творчество. Учить самостоятельно находить речевые средства при осуществлении творческого замысла, выражать мысли и чувства образным языком.
I квартал
Чтение и рассказывание детям. Жанры и характер литературного произведения. (Какие чувства передает литературное произведение).
Воспитывать восхищение любимой Родиной, гордость за нее («Страна, где мы живем» С. Баруздина, книга читается на протяжении всего года; «Москва» Л. Кассиля); уважение к труду, людям труда («Как самолет в поле работает» И. Винокурова; «Каравай», «Молотьба», «Руки человека» Я. Дягутите). Формировать представление о подвиге, воспитывать смелость, чувство гордости и восхищения героизмом советских людей («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака; «Обвал» Б. Житкова). Углублять представления детей о справедливости и честности («Почему?» В. Осеевой; «Ка- расик» Н. Носова); о доброте и жадности, своекорыстии («Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина). Учить чуткости, заботе, доброте к матери («Кукушка», ненецкая сказка), пониманию иронии, лукавства («Сказка про храброго зайца» Д. Мамина-Сибиряка, «Лиса и волк» К. Эшмамбетова).
Вызывать восхищение красотой, поэтичностью родной природы («Белый пароход», отрывки о природе Ч. Айтматова, «Осень» Г. Скребицкого); учить различать характер стихотворения — праздничный, радостный («Листопад» И. Бунина), задумчивый, мечтательный («Уж небо осенью дышало» А. Пушкина); вызывать желание сказать о природе своими образными словами («Я хочу сказать свое слово» В. Сухомлинского).
Обучение выразительному чтению. Учить передавать любовь к родному краю («Четыре времени года» А. Токомбаева). Учить выражать разное настроение при чтении стихов о природе: радостное («Осень» Е. Трутневой), задумчивое («Осень» А. Толстого); о дружбе и гостеприимстве («Будь гостем» А. Осмонова).
Творческое рассказывание. Учить детей завершать придуманные воспитателем сюжетные рассказы, сказки, заканчивая сказку, использовать традиционную сказочную концовку; придумывать продолжение рассказа, сказки воспитателя; уметь строить недлинное повествование, развивать интересный сюжет, используя образные выражения, диалоги; в сказках — красочные эпитеты, повторы, придумывать загадки, используя прием сравнения; проявлять выдумку.