Конструирование из строительных материалов детьми из подготовительной к школе группы (II-IV квартал)
II квартал
Конструирование из строительного материала. Сооружать постройки, учитывая одновременно несколько условий, заданных воспитателем (жилое трехэтажное здание с двумя подъездами; мост для пешеходов и транспорта через реку определенной ширины).
Конструирование из бумаги и бросового материала. Упражнять детей в складывании бумаги в разных направлениях (поделка буденовки, пилотки, шапочки для врача), в вырезывании нескольких одинаковых форм из бумаги, сложенной «гармошкой» (елочные гирлянды, флажки). Учить делать с помощью бечевки движущиеся части игрушки (заяц, двигающий ушами, матрешка в сарафане, петрушка с балалайкой).
Учить детей использовать готовые формы (коробочки) для поделки кормушки для птиц, аптечки для игры и т. д.
Конструирование из деталей конструктора. Знакомство детей с пластмассовым конструктором — «конструктор-строитель». Овладение новым способом крепления деталей — при помощи шипов. Конструирование различных моделей (здания, самолета, поезда и т. д.) как по рисунку, так и по словесному заданию воспитателя.
III квартал
Конструирование из строительного материала. Сооружение групп построек, объединенных одним содержанием (улицы, площади, порта, скотного двора, аэродрома и т. п.). Учить детей коллективно создавать замыслы построек и совместно, но не мешая друг другу, реализовывать их.
Конструирование из бумаги и бросового материала. Упражнять детей в умении размечать бумагу по шаблону и переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги (изготовление закладки для книги в подарок маме, коврика, дорожки).
На основе анализа образцов самостоятельно изготовлять игрушки для игр с водой и ветром (кораблики, вертушки и т. п.).
Конструирование из деталей конструктора. Знакомство детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Овладение этим способом крепления и способом разборки конструкций при помощи скобы и киянки.
Создание различных конструкций (мебель, мельница, причал и т. д.) как по рисунку, так и по словесному заданию воспитателя.
IV квартал
Конструирование из бумаги и бросового материала.
Закрепление навыков работы с бумагой и другими материалами. Изготовление игрушек для игры на участке (шапочки моряков, бинокли, дорожные знаки, автодорожный транспорт и др.).
Конструирование из природного материала. Изготовление поделок из природного материала (травы, мха, веток, корней, ягод и т. п.); объединение их в общие композиции: «Лесная поляна», «Сказочные герои» и т. п.
Учить детей создавать замыслы поделок, используя причудливые формы корней и веток деревьев, особенности фактуры и цвета материалов; самостоятельно находить соответствующие способы соединения отдельных деталей (клеем, мягкой проволокой и т. д.). Поощрять творчество детей, их фантазию.
Конструирование из деталей конструкторов. Из деталей указанных выше конструкторов создавать различные конструкции, объединенные общей темой (школа, детский сад, жилые дома — новый микрорайон; суда, причал, речной, морской вокзал, порт и т. д.). Учить детей планировать свою деятельность коллективно. Закреплять навыки работы с конструкторами.
В свободное от занятий время на протяжении всего года дети сооружают из мелкого и крупного строительного материала разнообразные постройки, собирают модели из деталей конструкторов и используют их в своих играх. В уголках ручного труда дети под руководством воспитателя готовят материал для занятий, конструируют разные игрушки из бумаги, картона, проволоки и других материалов, создают поделки из природного материала, организуют выставки своих работ.