Обучение грамоте подготовительной к школе группы
В подготовительной к школе группе продолжается работа по овладению детьми основами грамоты. Ставятся и решаются такие задачи: закрепление умения проводить звуковой анализ; членение предложений на слова и составление их из слов; знакомство со всеми гласными и согласными буквами русского алфавита, усвоение йотированной функции гласных букв (я, е, ю, ё) и связанных с ними правил написания; усвоение правил написания жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах; составление предложений из букв разрезной азбуки с применением соответствующих правил; формирование слогового и слитного чтения.
В результате дети научатся ориентироваться в звуковой действительности языка, грамотно из букв разрезной азбуки составлять предложения, приобретут навык слитного чтения на материале всего алфавита.
Письмо. В подготовительной группе дети учатся писать строчные и заглавные буквы всего алфавита, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов, учатся записи слов в тетрадной строке. При письме на доске, в широкой альбомной полосе, в тетрадной строке дети осваивают позу пишущего. К концу года они смогут самостоятельно написать фразы со знакомыми словами.
I квартал
Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры, т. е. устанавливать последовательность звуков в анализируемых словах; давать качественную характеристику звукам (ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные); называть выделенные звуки в соответствии с их звучанием в слове.
Вычленять словесное ударение и определять его место в структуре анализируемого слова; произносить слова с правильным и перенесенным ударением; находить ударный гласный звук в словах, данных воспитателем.
Правильно использовать термины: буква, звук, ударный гласный звук, безударный гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Правильно называть буквы.
Познакомить детей с гласными буквами (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е) и соответствующими правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков.
Дать знания, что буквы я, ё, ю, е могут в словах обозначать два звука, т. е. познакомить с йотированной функцией гласных букв.
Письмо. В этот период дети осваивают письмо мелом на доске ритмизованных узоров — петельных (три), овальных (два) и прямоугольных (два). Разучивают упражнения для выработки координированных движений обеих рук, кистевой и пальцевой координации. Они учатся рассказывать об изменениях в направлении линий и прорисовывать в поле квадрата основные типы линий, которые являются элементами букв. Дети приобретают правильную позу, действуя мелом у доски и фломастером (кистью, карандашом) в альбоме. Они узнают о соотношении высоты букв и ширины строки, о ширине отдельных частей букв и самих букв, о трех разных по высоте выходах к началам буквы.
II квартал
Учить детей расчленять на слова предложения, состоящие из двух, трех, четырех слов, предложения с предлогами и союзами. Составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
Учить изменению слов, специально направленному на формирование слогового чтения.
Последовательно знакомить детей с согласными буквами (м, н, р, л, г, к, з, с, ж, ш, д, т, ь, п). Развивать навык слогового и слитного чтения.
Проводить работу над значением прочитанных слов. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту и пересказывать его. Познакомить со знаками: точка, запятая. Учить детей составлять слова и предложения из букв разрезной азбуки. Познакомить с правилами написания сочетаний жи—ши.
Учить правильно использовать термины: предложение, слово, звук, буква, ударный гласный звук, безударный гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук.
Письмо. На занятиях письма осуществляется перенос выработанных ранее умений в тетрадную строку, формируется новый темп и ритм движений под счет и-раз-и-два, осваивается перьевая ручка. Дети учатся написанию двухзначных цифр.
III квартал
Учить детей расчленять на слова предложения, состоящие из трех, четырех слов, и составлять их из букв разрезной азбуки.
Последовательно знакомить с согласными буквами (б, в, ф, ч, щ, ц, х, ь, ъ). Ввести правила написания сочетаний ча—ща, чу—щу.
Развивать навык слогового и слитного чтения. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту и пересказывать его. Проводить работу над значением прочитанных слов.
Познакомить с вопросительным и восклицательным знаками.
Упражнять детей в правильном использовании терминологии.
Письмо. При письме основное внимание детей направляется на выработку общего темпа письма при записях слов в три слога (общее начало и небольшая, в 5—10 сек, разница в конце работы). Учитывается соблюдение единой высоты букв и формы букв. В то же время дети упражняются в написании пар букв заглавной и строчной — как одноименных, так и разноименных, определяют возможность написания пяти пар в строке.
IV квартал
Занятия по обучению грамоте не проводятся. Однако в повседневной жизни воспитатель закрепляет знания детей, их навыки и умения, полученные в течение года, поддерживает их интерес к чтению и инициативу по организации словесных игр.
Письмо. В это время закрепляются умения детей, полученные ими в течение года. Они продолжают учиться записывать отдельную фразу (словосочетание), уясняя возможность ее написания в одной тетрадной строке. Дети продолжают овладевать записью заглавных и строчных букв алфавита на шести тетрадных строках.
Почитать отчеты о рыбалке и охоте от зверолова.