Развитие связной речи в подготовительной к школе группе
Продолжать развитие двух форм речи — диалогической и монологической.
При формировании диалогической речи развивать у детей умения отвечать на вопросы, реплики, задавать вопросы. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить использовать выразительные средства: жесты, мимику, интонацию. Учить детей строить краткие сообщения.
При формировании монологической речи учить детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно, точно и выразительно строить высказывание (как в пересказах литературного текста, так и в самостоятельном рассказывании).
Развивая у детей умение пересказывать литературное произведение, закреплять их знания о его композиции, о языковых средствах художественной речи. Учить детей передавать литературный текст содержательно, логично и последовательно, точно и выразительно. Выразительно передавать диалог действующих лиц (использовать интонации вопроса, ответа, восклицания,удивления, просьбы).
В рассказывании по картине учить детей описывать содержание, составлять самостоятельные рассказы по изображенному на картине, придумывать события, предшествующие изображенному и следующие за ним.
Подвести детей к составлению описательных рассказов по пейзажным картинам. Учить их понимать настроение картин, сравнивать разные картины, использовать образные слова и выражения.
В рассказывании об игрушках учить детей описывать игрушку, пользоваться точными наименованиями качеств игрушки, ее назначения. Использовать в рассказах определения (какая игрушка), названия ее действий, назначения (как можно играть с этой игрушкой). Учить детей составлять сюжетные рассказы по набору игрушек.
Развивать умения живо, связно, интересно, последовательно описывать простые случаи из собственной жизни, передавать свой опыт в связном повествовании.
Развивая у детей умения и навыки самостоятельного рассказывания, учить их придумывать содержание рассказа и находить соответствующую словесную форму. Использовать различные варианты творческих рассказов: придумывание продолжения и завершения рассказа; составление рассказа или сказки по плану воспитателя, по теме, предложенной им; придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихов, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности.