Виды воспитательных игр для детей подготовительной к школе группы
Театрализованные игры. Поощрять и стимулировать возникновение самостоятельных игр — драматизаций, игр с куклами на ширме и в настольном театре игрушки (в том числе плоскостном). Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организоваться в игровые группы по 5—6 человек, до говориться о том, что будут разыгрывать, определить и осуществить основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание), после чего пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправлены, образно оправданы). Репертуар для инсценирования берется из программного репертуара по разделам «Художественная литература» и «Музыка», а также предлагается дополнительно соответственно возможностям возраста.
Дидактические игры. Расширять и углублять интерес детей к дидактическим играм. Широко использовать такого рода игры в целях обучения детей элементарным знаниям, для формирования у них математических представлений и навыков чтения. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать познавательные задачи, способность проявлять волевое усилие при достижении поставленной цели.
Примерные игры. Настольно-печатные: «Кому что нужно для работы», «Геометрическое лото», «Семь в ряд», «Растет, цветет и зреет», «Домашние и дикие животные», «Времена года», «Подбери по цвету», домино, мозаика.
Игры-соревнования с многоместными материалами, башнями сложной формы с большим количеством колец, наборами геометрических фигур и тел: «Кто быстрее разберет и соберет матрешку», «Кто первый построит башню», «Кто быстрее разложит геометрические фигуры» и др. «Какой предмет загадали», «Похож — не похож», «Да—нет», «Кому что нужно», «Назови три предмета», «Кто больше заметит», «Бывает— не бывает», «Фанты», «Где мы были, мы не скажем» и др.
Подвижные игры. Использовать разнообразные по содержанию игры: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, игры с элементами соревнования для совершенствования основных движений детей, развития физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, координации движений, умений ориентироваться в пространстве) — «Волк во рву», «Быстро возьми, быстро положи», разного рода «Ловишки»; добиваться точности движений, развивать глазомер, меткость — «Школа мяча», кольцеброс, серсо и др.
Приучать детей выполнять правила игр. Воспитывать организованность, настойчивость, чувство товарищества и взаимопомощи.
Приучать детей играть в командные игры, заботиться не только о своих личных результатах, но и об общекомандных. Учить их справедливо оценивать свои результаты в игре и результаты товарищей.
Проводить спортивные игры (по упрощенным правилам): городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, в результате которых дети приобретут навыки выполнения доступных им действий, овладеют некоторыми правилами спортивных игр. Добиваться знания детьми разнообразных подвижных игр, умения самостоятельно организовывать их с группой сверстников.