Ознакомление с природой подготовительной к школе группы. IV квартал: лето
Работа на участке и за его пределами. Наблюдать за нарастанием летних явлений в природе: наступлением жаркой погоды, появлением обильных ливневых дождей, грозы, радуги, ростом и цветением растений, созреванием хлебов, фруктов, овощей, появлением в лесу грибов, ягод. Показать, что летом все условия (тепло, свет, влага, питательная почва) максимально соответствуют потребностям растений, поэтому они бурно растут, цветут, зреют.
Распознавать по листьям и цветам 6—7 травянистых растений гор и полей (душица, зверобой, красавка, пастушья сумка, ромашка, полынь, шалфей); 2— 3 вида злаковых (пшеница, рожь, рис) — по высоте и форме колосьев; не менее 2-х видов ягод (ежевика, барбарис, смородина), 5 видов грибов по форме и окраске ножек и шляпок.
Различать съедобные и несъедобные грибы. Закреплять представления детей о различных способах использования в пище овощей и фруктов (в сыром, вареном и других видах), о месте произрастания растений (лес, поле, луг, парк, степь, бахча, огород, сад).
Распознавать животных ближайшего окружения данной местности, данной республики — насекомых, птиц и др. (беркуты, грифы, кеклики, перепела, степные орлы, фазаны; пчелы, осы, муравьи, божьи коровки, пауки). Знать их названия, различать по окраске, форме, размеру, издаваемым звукам, особенностям передвижения.
Знакомить с приспособлениями диких животных к жизни в природных условиях. Наблюдать явления маскировки у бабочек, кузнечиков, лягушек, воробьев; знать, что маскировочная окраска спасает их от врагов, помогает добывать пищу. Наблюдать приспособленность животных к определенному способу передвижения: у прыгающих — задние ноги длиннее передних; у бегающих — все ноги одинаковые; у плавающих — перепонки на ногах; у летающих — большие крылья. Животные с длинными ногами и крыльями передвигаются очень быстро.
Наблюдать работу взрослых в поле, в саду, на огороде, на животноводческих фермах. Наблюдать за ростом и созреванием овощей и цветов на участке.
Обогащать представления детей о простейших физических явлениях: знакомить их с воздухом и некоторыми его простейшими свойствами (как «увидеть» воздух, его упругость, движение воздуха — ветер); особенностями солнечных лучей: образование тени от непрозрачных предметов, отражение от гладких поверхностей.