Развитие речи и эстетическое воспитание детей подготовительной к школе группы
Развитие речи. Для всестороннего развития детей огромное значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи.
Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей в детском саду, на всех занятиях: в повседневном общении со взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с окружающим, с природой, при формировании художественно-речевой деятельности, обучении грамоте, математике, рисованию и т. д. На занятиях по развитию речи ставятся специальные речевые и языковые задачи (например, подбор антонимов и синонимов, раскрытие значений многозначного слова и т. п.), которые не могут решаться с той же полнотой и систематичностью на других занятиях.
Воспитатель пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную разговорную речь, умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли в монологической речи.
Эстетическое воспитание направлено на развитие у детей способности воспринимать, понимать и чувствовать красоту произведений искусства и окружающей жизни. Оно обогащает их внутренний мир, формирует эмоциональную отзывчивость на все доброе, прекрасное. Эстетическое воспитание должно быть тесно связано с нравственным, умственным и физическим воспитанием. Художественное изображение различных событий и поступков людей позволяет ребенку лучше понять их, глубже пережить их нравственный смысл, осмыслить их идейное содержание. Используя различные виды искусства, знакомя с красотой природы и общественной жизни, воспитатель развивает у ребенка Художественный вкус, музыкальный и поэтический слух, способность любоваться красотой форм и красок, учит его самого рисовать, лепить, петь, танцевать, выразительно читать стихи, рассказывать сказки и т. д.
Основываясь на приобретенном 6-летними детьми опыте, воспитатель обеспечивает их дальнейшее эстетическое развитие.
К концу пребывания в детском саду дети могут достичь определенного уровня художественного развития, который проявляется в том, что дети могут: эмоционально воспринимать-доступное их пониманию содержание художественного произведения, проникаться его мыслями и чувствами, сочувствовать положительным героям, осуждать зло; запоминать и узнавать знакомые произведения, отличать новые, сравнивать их со старыми, предпочитать некоторые из них; проявлять музыкальный и поэтический слух, отзываться на яркую, образную речь, выразительные интонации и движения при пересказе сказок, стихов, при исполнении песен, хороводов; воспринимать и отмечать ритмичность в стихах, песнях, танцах, находить симметрию в декоративном рисовании, уметь в определенной последовательности выполнять рисунок, лепку, аппликацию.
В процессе художественного воспитания на занятиях и вне их важное значение имеет правильное педагогическое руководство детской художественной самодеятельностью.
В разнообразных играх, на прогулке индивидуально или небольшими группами дети рисуют, поют, танцуют, инсценируют сказки. В этих условиях особенно ярко проявляются их индивидуальные особенности: здесь у детей есть возможность в полной мере удовлетворить свои запросы.
Из детского сада дети пойдут в школу. Нужно развивать у них качества, которые важны для успешной учебы и активного участия в жизни школьного коллектива.