Нравственное воспитание подготовительной к школе группы
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются нравственные чувства детей, им становятся доступными наиболее простые и близкие нормы и правила поведения, у них образуются нравственные привычки, начинают складываться определенные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Перед детским садом стоит задача закрепления у детей навыков культуры поведения, нравственных привычек, которые к концу дошкольного детства должны приобрести достаточно прочный, осознанный характер. Необходимо формировать ответственное отношение к выполнению поручений и обязанностей, нравственно- волевые качества, дисциплинированность, сдержанность, скромность, стремление к полезной деятельности.
Большое значение в нравственном воспитании имеет труд. В подготовительной группе значительно расширяется содержание трудовой деятельности, увеличивается ее объем, усложняются задачи воспитания: совершенствование навыков, формирование трудолюбия, интерес к труду окружающих, желание трудиться на пользу коллектива.
К концу пребывания в детском саду трудовая деятельность ребенка должна характеризоваться: умением самостоятельно ставить цель, планировать последовательность действий, готовить необходимое оборудование, доводить дело до конца; проявлением инициативы, творчества, ответственности; устойчивым вниманием и интересом к деятельности; критическим отношением к результатам труда; бережным отношением к орудиям труда и материалам.
В процессе коллективной трудовой деятельности дети должны проявлять готовность оказывать помощь друг другу, овладевать способами сотрудничества и осознавать себя членами коллектива.
Особое внимание следует обращать на труд детей в семье; разъяснять детям необходимость помощи взрослым (в уборке, уходе за младшими), наличия постоянных обязанностей.
У детей должны быть сформированы представления о содержании и значимости труда взрослых, об их отношении к труду; о трудолюбии как нравственном качестве личности; о необходимости труда.
В нравственном воспитании 6-летнего ребенка большое место занимает формирование любви к родному краю, к Родине.
В процессе ознакомления с советской действительностью, с нормами морали советского общества и организации их собственной деятельности у детей воспитывается уважение к взрослым, их труду.
Решение задач нравственного воспитания возможно только при условии, когда пребывание детей в детском саду заполнено разнообразной, интересной деятельностью, когда разъяснения нравственного смысла различных событий, взаимоотношений сочетаются с такой организацией жизни детей, которая дает возможность повседневно упражняться в нравственных поступках, приобретать положительный моральный опыт. Это способствует превращению нравственных представлений в движущие мотивы поведения.
Первостепенное значение в нравственном воспитании имеет личность педагога, его моральный облик, поступки, суждения, оценки, справедливое отношение к детям и взрослым, характер общения с воспитанниками, индивидуальный подход, учитывающий особенности личности ребенка, его достоинства и недостатки.
Для воспитания чувств ребенка и его нравственных представлений важно использовать художественную литературу, музыку, произведения изобразительного искусства.