Возрастные особенности психического развития детей подготовительной к школе группы
В общем психическом развитии детей этого возраста важную роль играет новая жизненная позиция, которую они занимают в связи с переходом в подготовительную к школе группу детского сада. Они начинают понимать, что впереди их ждут школа, новые люди и новые отношения с ними, другие формы работы. Характер их отношения ко взрослым и сверстникам качественно меняется, появляется осознание собственной личности, попытки найти свое место среди других людей, быть для них полезными, возникает повышенный интерес к серьезному делу: занятиям и трудовым поручениям. Приобретенный опыт самостоятельной деятельности, накопленные знания и умения делают детей этого возраста более независимыми от взрослых в своих действиях и оценках. Отношения со взрослыми становятся более сложными и многоплановыми. Большое влияние на них оказывают содержание и стиль общения между ребенком и взрослым. Чем содержательнее и шире сфера этого общения, чем больший интерес проявляет взрослый к личности ребенка, тем богаче и доверительнее становятся их взаимоотношения.
В этом возрасте усиливается тяготение к личностному общению и доверительным отношениям со взрослыми. Появление таких отношений делает ребенка особенно открытым для воздействий того лица, с которым они сложились. Выбор партнеров для общения становится избирательным. Особенно это касается сверстников. Они тоже начинают выбираться не только по деловым, но и по личностным качествам.
Возрастает стремление к завязыванию дружеских контактов: складываются довольно устойчивые детские объединения. В совместных играх, которые приобретают более сложное и богатое содержание, дети приучаются сотрудничать друг с другом, учитывать интересы партнеров, подчинять свои усилия общему делу, справедливо решать возникающие конфликты.
Дети начинают придавать большое значение тем оценкам, которые дают их поведению взрослые и сверстники. Эти оценки служат для детей средством самопознания, на их основе складывается самооценка. Поэтому, оценивая действия детей этого возраста, важно учитывать основные особенности и тенденции развития личности каждого ребенка, корректировать мнение о нем сверстников. Это предохранит от формирования у детей ложной (завышенной или заниженной) самооценки. В самостоятельной совместной деятельности детей этого возраста складываются устойчивые группировки детей с общими интересами, формируется общественное мнение. Оно создается самими детьми, на основе сложившихся у них собственных представлений о нравственных ценностях и привлечения опыта оценки взрослых. Общественное мнение начинает оказывать значительное влияние на моральные представления и переживания. Дети начинают считаться с ним и выбирать среди сверстников образцы для подражания и сравнения.
В подготовительной к школе группе дети выполняет различные виды деятельности. Особенно возрастает роль занятий. В процессе обучения на занятиях дети приобретают много не только конкретных, но и обобщенных знаний и умений. Они овладевают умениями заниматься, слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это — важные предпосылки будущей учебной деятельности, т. е. умения самостоятельно учиться, самостоятельно приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки. В этот период возрастает интерес к коллективным формам трудовой деятельности и отдельным трудовым поручениям, имеющим общественную направленность. Под их влиянием начинают складываться коллективистическая направленность личности и социальная мотивация поведения, формируется дисциплинированность и чувство ответственности за порученное дело.