Индивидуальные и групповые игры-занятия с детьми от 5—6 до 9—10 месяцев
Для развития понимания речи и обогащения ребенка впечатлениями:
- учить находить взором предмет, расположенный вначале в определенном месте (с 5—6 мес ), затем в разных местах (например, часы, кукла, петушок и др.) (с 7—8 мес.);
- обучать детей выполнять движения: «ладушки», «дай ручку», «до свидания» и др., вначале по показу и по слову (с 7 мес.), а затем только по слову взрослого (8—9 мес.);
- знакомить с именами детей и взрослых, используя с этой целью игру в прятки (с 8 мес.);
- учить понимать слова «дай», «нельзя» в соответствующей ситуации (с 8—9 мес.).
Для формирования лепета и подражания простым слогам:
- побуждать к подражанию звукам и слогам, произносимым взрослым, которые дети уже умеют произносить (с 6—7 мес.);
- вызывать подражание новым сочетаниям звуков, слогов (с 8 мес.);
- перекликаясь с ребенком, побуждать его отвечать на разные интонации голоса взрослого.
Для развития действий с предметами и сенсорного развития:
- учить по показу и слову, а затем только по слову выполнять действия, соответствующие свойствам предметов, — катать мяч, вынимать из коробки и вкладывать в нее предметы, открывать коробку и т. д.;
- предлагать для занятий игрушки, различающиеся по величине, цвету, форме, материалу, фактуре, а также по назначению (игрушки для катания, сжимания, разбрасывания, вкладывания, встряхивания, а также издающие при действии с ними звуки).
Для развития движений (ползания, вставания, переступания):
- побуждать ребенка приблизиться к взрослому или игрушке;
- учить по слову выполнять некоторые движения: «ползи ко мне», «садись» и т. д.
Групповые игры-занятия с детьми от 5—6 до 9— 10 месяцев
Для развития понимания речи: называние игрушек, действий, имен детей; показ игрушек — кошки, собаки и др. (собака лает, кошка мяукает, бегает, прыгает, играет с детьми, убегает и др.) (с 8 мес.); показ куклы («Ляля идет — топ-топ», «Ляля пляшет», «Ляля уходит — до свидания» и т. п.) (с 9 мес.); игра в прятки: прячут под платок лицо детей, взрослых, игрушки (с 8—9 мес.); игры «Ладушки», «Дай ручку» и др. (с 7 мес.).
Для развития внимания и развлечения детей: демонстрация музыкального волчка (с 6 мес.); показ заводных игрушек (с 6 мес.); игра «Догоню догоню» (с 7—8 мес.).
Музыкальные занятия. Приучать детей на занятиях слушать низкое и высокое звучание колокольчиков, плясовые и спокойные мелодии, исполняемые взрослым. Организовывать наблюдения за движениями взрослого под музыку с флажком, бубном и т. д.; учить детей эмоционально откликаться на пение взрослого, звучание музыкальных инструментов.
Учить выполнять совместно со взрослым под его пение ритмичные движения: поднимать и опускать руки, с 8—9 мес. слегка приседать, сгибая и разгибая ноги в коленях.
По собственной инициативе дети могут выполнять простейшие движения: помахивать рукой, звенеть погремушкой, хлопать в ладоши на плясовую музыку («Из-под дуба», «Флажок» Е. Тиличеевой, «Мы поем», «Погремушка», «Маленькие ладушки»).