Организация воспитательной работы во время бодрствования детей первого года жизни
Ежедневно в каждый период бодрствования проводятся игры-занятия, организуется самостоятельная деятельность детей. В групповой комнате надо создать условия для активного бодрствования каждого ребенка.
В первые месяцы жизни дети бодрствуют в манеже. В одном манеже могут одновременно находиться не более 5—6 детей. На высоте около 70 см над грудью ребенка подвешиваются игрушки для рассматривания, а с 2,5— 3 мес. — на высоте вытянутой руки ребенка для захватывания. Это могут быть подвески, погремушки разных цветов, форм, величины.
Примерно с 4—5 мес. для захватывания, рассматривания, ощупывания детям нужны разные погремушки, с 5—6 мес. — мячи, образные, озвученные игрушки, различные по материалу (резиновые, пластмассовые, тканевые), игрушки-забавы и т. п.
Размещают их в разных местах манежа и на перилах, чтобы ребенок пытался их достать, поиграть с ними.
Хорошо ползающих детей, начинающих овладевать ходьбой, постепенно переводят на огороженную часть пола. Следует оборудовать ее пособиями и игрушками для развития движений и действий детей. Необходимы горка, стол-барьер, бревно, ящик для залезания, сюжетно-образные игрушки (куклы, игрушечные животные), тележки, коляски, машины для толкания перед собой, дидактические игрушки (мисочки для вкладывания, кольца, разные мячи, шары для катания, кубики и т. п.). Оборудование должно быть удобным, безопасным, красивым и гигиеничным.
Для развития ориентировки в окружающем, речи детей, а также в целях эстетического воспитания в группе следует повесить 2—3 картины с изображением одного объекта на каждой (ребенка, животного). Привлекать внимание к картинам и к расположенным в разных местах комнаты красочным сюжетно-образным игрушкам. Своевременно убирать не соответствующие возрасту или надоевшие игрушки.
По мере усвоения детьми в процессе игр-занятий новых действий с теми или иными предметами их следует давать для самостоятельной игры. Важно при этом неоднократно побуждать детей повторно действовать с ними. Перед началом бодрствования каждой подгруппы детей надо располагать игрушки в разных местах (на полу, в манеже, на горке), в течение бодрствования нужно собирать и расставлять разбросанные игрушки, привлекая внимание детей к ним.
В группе должна быть спокойная обстановка, чтобы ребенок мог прислушиваться к речи взрослого, звукам собственного голоса и к голосам других детей. Воспитатель должен часто подходить к каждому ребенку: с одним ласково поговорить, улыбнуться, другого подбодрить, похвалить за самостоятельные действия с игрушкой, третьему помочь освоить новое движение или дать игрушку и т. д.
Организуя самостоятельную деятельность младших детей, общаясь с ними, следует поддерживать у них эмоционально-положительное состояние.
Более старших детей необходимо побуждать к самостоятельным движениям, к проявлению настойчивости в действиях с игрушками, поддерживать речевые реакции, стремление рассматривать окружающие предметы, людей, побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослым.
Если ребенок по какой-либо причине не может общаться с другими детьми, ему должны быть созданы условия для самостоятельной игры и движений, даны игрушки и по возможности организован контакт с окружающими. Если ребенок, недавно посещающий группу, настороженно относится к своим сверстникам, нужно на некоторое время организовать его игру в том месте, где в данный момент нет других детей, — в манеже, на горке или в кроватке. Если ребенок возбужден, надо взять его на руки, приласкать, успокоить.
Нужно следить, чтобы дети подолгу не оставались в одном положении, не собирались все в одном месте, не мешали друг другу наблюдать за окружающим, действовать с игрушками, двигаться. К концу бодрствования при первых признаках утомления детей укладывают спать.