Режим дня, организация жизни группы и уход за детьми первого года жизни
Положительно-эмоциональное, деятельное состояние ребенка, активность восприятия окружающего зависят от своевременного, полноценного сна и кормления, правильной организации бодрствования. Проснувшегося ребенка сразу кормят, а сытый, он бодрствует активно и радостно. Такая последовательность полностью соблюдается до 9—10 мес.
При определении изменений в режиме необходимо учитывать не только возраст, но и физическое развитие и состояние здоровья ребенка, его индивидуальные особенности. Ослабленные и переболевшие дети нуждаются в более частом отдыхе, кормлении и сокращении времени бодрствования. Физически крепких можно переводить на следующий режим несколько раньше, чем ослабленных.
Переводить ребенка на режим следующей возрастной группы нужно в том случае, если он медленно засыпает, отказывается от очередного дневного сна или рано пробуждается, сохраняет активность до конца бодрствования, проявляет беспокойство во время кормления или признаки голодного возбуждения задолго до кормления. Наличие в одной группе детей, родившихся в разные месяцы, требует установления различных возрастных режимов, при которых бодрствование одних детей (одной подгруппы) частично или полностью совпадает со сном других. При условии бодрствования небольшими подгруппами дети не переутомляются, у персонала появляется возможность уделять внимание каждому ребенку.
Сон. Дети должны быть приучены быстро засыпать и спать спокойно. С возрастом изменяются количество и продолжительность дневного сна, но длительность ночного сна остается без изменения (10— 11 ч.). На время дневного сна необходимо выносить здоровых детей на открытый воздух, чтобы они ежедневно проводили на воздухе не менее 4—6 ч. Летом, в сухое осеннее время, в зимние не слишком морозные солнечные дни (до —15°) и особенно весной (март—апрель), детям полезно спать на участке или открытых балконах, в ненастные дни, при сильном ветре или морозе ниже —15° — на верандах. Вновь поступивших детей, которые дома гуляли недостаточно, приучают ко сну на воздухе постепенно.
Каждого ребенка нужно уложить в тот момент, когда он захотел спать. Младших и ослабленных детей, а также тех, кто раньше встал, надо укладывать первыми, более старших, крепких и тех, которые встали последними, — попозже. Переодевать детей для сна и укладывать их в постели надо спокойно, неторопливо, подготавливая ко сну тихим, спокойным разговором.
С первых месяцев жизни надо приучать ребенка засыпать без всяких дополнительных воздействий, в соответствующее возрасту время. В часы, установленные для сна, должны быть созданы условия, способствующие быстрому засыпанию и глубокому сну.
Подъем и кормление. При правильном режиме дети просыпаются ко времени кормления. Проснувшегося ребенка поднимают и сразу кормят. Очень важно, чтобы он с аппетитом съедал все полагающееся количество пищи. Кормить надо не спеша, систематически воспитывать умения, связанные с приемом пищи, приучать детей к аккуратности. Во время еды следить, чтобы лицо и руки ребенка оставались чистыми, на столе не было крошек, пролитой пищи.
До тех пор пока дети не научатся самостоятельно сидеть (примерно до 8 мес.), их кормят держа на руках. С 8 мес. детей, которые научились хорошо сидеть, кормят за высоким столом. Для детей с 9—10 мес. желательно иметь низкий прямоугольный столик и специальные креслица. К этому времени они должны при необходимой помощи взрослого подходить к столу, садиться в кресло.
Для формирования движений и общего физического развития 1 раз в день с каждым ребенком через 30—40 мин. после еды специально обученный персонал должен проводить массаж и гимнастику.
Купание является важной гигиенической процедурой, проводится дома перед ночным кормлением и сном: до 6 мес. ежедневно, от 6 до 12 мес. — через день.
Для правильного выполнения режима очень важно четко распределить обязанности между няней и воспитателем, соблюдать последовательность и постепенность при проведении режимных процессов. Воспитатель по очереди кормит детей одной подгруппы. Покормив ребенка, кладет его в манеж, организует его бодрствование. Няня следит за спящими, поднимает проснувшихся детей и помогает медицинской сестре кормить их.
Надо воспитывать у детей положительное отношение к кормлению, переодеванию, умыванию, купанию, гимнастике и массажу, привлекая их к активному участию в этих процессах.