Воспитание детей от 9—10 до 12 месяцев
Постепенно переводить детей на новый режим с двухразовым дневным сном по 1,5—2,5 ч., активным бодрствованием в течение 2,5— 3 ч. Кормить детей можно не сразу после пробуждения, а примерно через полчаса. Ночное кормление в 22 ч. получают дети до 10 мес.
Продолжать воспитывать самостоятельность: учить пить из чашки, придерживая ее руками, откусывать и жевать хлеб, при переодевании протягивать руки по просьбе взрослого и др. Воспитывать опрятность.
Совершенствовать освоенные ребенком движения, подготавливающие к самостоятельной ходьбе. Добиваться, чтобы ребенок хорошо ползал, поднимался по пологим ступенькам на горку и спускался по скату, переходил от одного предмета к другому, придерживаясь руками за опору. Побуждать ребенка, овладевшего этими движениями, ходить самостоятельно без опоры (к 11 —12 мес).
Продолжать обогащать опыт ребенка разнообразными впечатлениями — осязательными, зрительными, слуховыми и т. д., учить совершать активные действия с предметами, направленные на достижение результата: вкладывать один предмет в другой, открывать и закрывать крышку коробки; снимать и надевать кольца на стержень, ставить один предмет на другой (кубик на кубик, чашку на блюдце и т. п.).
Учить выполнять действия, называемые взрослыми. Поощрять настойчивость в действиях с предметами, стремление детей к достижению цели. Учить выполнять действия с сюжетными игрушками, показанные взрослым.
Поддерживать радость ребенка, добившегося определенного результата. Формировать самостоятельность в практических действиях, поддерживать занятость и активность ребенка в действиях с игрушками.
Продолжать развивать понимание ребенком речи взрослых, учить различать имена близких взрослых и детей. Знакомить с названиями некоторых предметов, игрушек и животных, их изображениями на картинках, а также простейших движений и действий. Приучать ребенка выполнять понятные ему просьбы взрослого, поручения. Развивать первые обобщения.
Приучать к выполнению элементарных правил поведения, ориентируясь на слова «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», произносимые соответствующим тоном.
Развивать активную речь. Вызывать подражание взрослому в произнесении новых слогов, звукосочетаний и простых слов.
К концу года научить детей активно пользоваться несколькими «облегченными» словами (примерно 6—10).
Продолжая формировать положительное эмоциональное отношение ребенка к окружающим людям, поддерживая потребность в общении с ними, побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя звуки, жесты, усвоенные слова.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, приучать их не мешать друг другу, не ссориться из-за игрушек и т. д. Воспитывать положительное отношение к животным и растениям. Приучать ребенка эмоционально откликаться на пение и музыку веселого и спокойного характера, привлекать внимание к звучанию мелодий, исполняемых на металлофоне, триоле, губной гармошке, учить, слушая несложные песенки, выполнять игровые действия, несложные плясовые движения, подражать отдельным певческим интонациям взрослого.