Воспитание детей от 5—6 до 9—10 месяцев
Постепенно переводить детей на режим с трехразовым дневным сном продолжительностью по 2 ч. каждый, длительностью бодрствования до 2—2,5 ч. и пятью кормлениями через каждые 4 ч.
Продолжать формировать навыки элементарной самостоятельности и опрятности: с 5—6 мес. приучать пить из чашки, которую держит взрослый, с 7 мес. давать в руки ребенку во время кормления корочку хлеба. С 8—9 мес. учить протягивать руки к воде при умывании, участвовать в одевании и раздевании (например, приподнимать ногу во время надевания колготок, ползунков, обуви).
В этом периоде исключительно важно научить детей ползать, способствуя тем самым укреплению мускулатуры, развитию координации движений, двигательной активности.
На восьмом месяце жизни побуждать ребенка самостоятельно садиться из положения лежа и ложиться из сидячего, сидеть без поддержки, а затем вставать и опускаться, придерживаясь руками за барьер. К 9 мес. учить ходить, придерживаясь руками за опору. С 9 мес. надо учить ребенка подниматься на горку по лесенке, спускаться с нее по скату, держась за перила, перелезать через бревно, влезать в ящик и пр.
В процессе содержательного общения со взрослыми и действий с предметами продолжать развивать у детей зрительные, осязательные и слуховые ориентировки. Формировать интерес к окружающему, к взрослым, детям, игрушкам, предметам быта, выражая эмоциональное отношение (радость, огорчение). Поддерживать стремление детей вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми.
Продолжать развивать действия с предметами.
Побуждать ребенка более длительно заниматься игрушками, содействовать разнообразию и вариативности действий.
С 7—8 мес. побуждать действовать с предметами по-разному, в соответствии с их свойствами.
Важнейшая задача на данном этапе — учить ребенка понимать речь взрослого: вслушиваться в произносимые им звуки, слова, различать интонации голоса, понимать некоторые слова, связанные с элементарными практическими действиями (при кормлении, одевании, купании): «садись», «дай» и т. д., учить отыскивать взглядом близкого человека, предметы. Побуждать по слову взрослого выполнять определенные движения.
Продолжать развивать лепет, подражание слогам, простым словам (предпосылки развития речи).
Вызывать эмоциональную отзывчивость на веселые и спокойные мелодии, исполняемые голосом и на музыкальных инструментах: металлофоне, триоле, учить прислушиваться к пению взрослого, вызывать радостные голосовые реакции, энергичные движения в связи с музыкой.