Задачи воспитания детей первого года жизни
Важнейшей задачей воспитания детей первого года жизни является обеспечение их полноценного физического развития, сохранение и укрепление здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам.
В целях умственного воспитания необходимо своевременно формировать у детей ориентировочную активность, расширять их сенсорный опыт, обеспечивать развитие действий с игрушками и предметами быта, учить понимать речь, способствовать развитию подготовительных этапов активной речи.
Формировать предпосылки нравственного поведения, т. е. первые положительные привычки, предупреждать появление отрицательных, побуждать ребенка к активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, детям.
Для развития предпосылок эстетического восприятия продуманно организовывать предметную среду, окружающую ребенка; систематически осуществлять музыкальное воспитание.
Осуществляя в комплексе задачи всестороннего воспитания детей, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, не допускать перегрузок: чрезмерной длительности бодрствования, игр-занятий, сильных слуховых и других воздействий. Важно учитывать высокий темп развития детей первого года жизни, своевременна переходить к осуществлению в воспитательном процессе программных требований, которые соответствуют возрастным периодам: от рождения до 2,5—3 мес., от 2,5—3 до 5—6 мес., от 5—6 до 9—10 мес., от 9—10 мес. до 1 г. В каждом возрастном периоде выделяются наиболее значимые умения, формирование которых оказывает существенное влияние на все дальнейшее развитие ребенка.