Характеристика детей первого года жизни
Целенаправленное воспитание и уход за ребенком необходимо начинать с первых дней жизни, обеспечивая полноценное здоровье, физическое и психическое развитие.
Развитие мозга в раннем детстве связано с формированием различных видов деятельности в процессе воспитания и обучения.
На первом году жизни только в контакте со взрослым у ребенка начинают формироваться такие виды деятельности, как общение, ориентировочная и предметная деятельность. В этих условиях развиваются сенсорные процессы, предметные действия, движения, эмоции, элементы наглядно-действенного мышления, речь, память, внимание. Постепенно обогащается опыт ребенка.
При своевременном и правильном воспитании ребенка в семье и в детском учреждении его развитие характеризуется высокими темпами.
Быстро возрастает работоспособность центральной нервной системы. В связи с этим длительность периодов активного бодрствования увеличивается от 20— 30 мин. в период новорожденности до 3 ч. к концу года.
В течение года масса тела ребенка увеличивается в среднем на 7 кг, а рост — приблизительно на 24 см. У него появляются первые зубы. К концу года ребенок овладевает ходьбой, что расширяет его возможности в активном познании окружающего. Ребенок начинает понимать речь, пользоваться первыми словами при общении с близкими, усваивает простые действия с предметами, учитывая их свойства; у него наблюдаются первые проявления самостоятельности, интерес к окружающему (людям, предметам). Уже на первом году жизни следует осуществлять всестороннее воспитание ребенка.