Я хочу похвастаться, чему научился мой малыш
Он у вас на самом деле прелестный: он весь сияет, как только вы подходите к нему, и вслух хохочет, когда вы с ним начинаете играть. Мне этого не добиться, так как с пятимесячного возраста ребенок отличает знакомые лица от незнакомых, реагируя в их отношении по-разному: радостные улыбки, крики и ликование предназначены для знакомых, а других он принимает с недоверием, иногда даже с плачем.
Он учится пользоваться также своими органами речи, речевым аппаратом: это больше не монотонное и мало артикулируемое агуканье, а все чаще ему удается произнести какие-нибудь звуки, напоминающие чаще всего «г-г» и «к-к». Если к нему наклониться, чтобы он видел ваш рот, и если ему, тщательно произнося, говорить тот звук, который он стремится произнести, но который у него не получается, то он быстрее научится его произносить.
Подаваемую ему погремушку он берет в руку с удивительной уверенностью, ибо в этом восрасте дети обычно еще не умеют точно определять расстояние, в результате чего они как бы ощупывают рукой вокруг до того, как им удастся взять предмет в руки. Поэтому видно, что вы с ребенком много занимаетесь и что вы ему часто давали брать предметы в руки. Он также умеет уже поворачивать ими в руке, рассматривая их. То же самое он делает с ногами: подняв их, он берет одну в руки, рассматривает ее, а затем он на вооружение берет еще один орган чувств, чтобы с ней лучше познакомиться: он сует ее в рот.
В пятимесячном возрасте он умеет уже ползать за игрушкой, находящейся вне его досягаемости
Дети в этом возрасте этого обычно еще не умеют делать. Когда он лежит на животике, то вам следует ставить привлекательные для него игрушки и предметы немного дальше, чем он может достать рукой, чтобы заставить его ползти к ним. Для этого этапа развития также характерно то, что он умеет делать «самолет»: лежа на животике, он одновременно поднимает руки и ноги. Он при этом вынужден прогибать спину, что является отличным упражнением для мышц спины.
Когда он лежит на спине, подайте ему пальцы, чтобы он брал их в руки: сначала он будет поднимать только голову, но вскоре ему удастся прижать подбородок к грудной клетке, а затем он начнет постепенно все больше сгибать руки, притягиваясь до полусидячего положения и достигая почти сидячего положения. Если вы его сейчас потянете выше, то он выпрямит ножки, в результате чего вы можете поднять его до положения стоя. Вы также можете предоставить ему возможность опираться на ножки, придерживая его при этом в подмышках.
Несмотря на то, что все как будто показывает, что у него мышцы спины укрепились, он все еще не в состоянии сидеть; поэтому остается в силе предупреждение, что его не надо ни придерживать, ни подкладывать в положении сидя. Вместо этого вам необходимо проделывать с ним упражнения мышц живота: придержав колени или ножки, положите вторую руку ребенку под лопатки и поднимите его на 2-3 см выше подстилки - он тогда захочет подтянуться в сидячее положение. Это очень хорошее, не очень изнурительное упражнение, так что вполне достаточно проделать его с ребенком раза три. На протяжении дня вы его можете с ним два-три раза повторить.
В любом случае вы можете им гордиться, так как он умеет уже все то, что средне развитый ребенок научится в течение первого полугодия жизни. Вам сейчас надо как можно раньше прийти с ним в консультацию для повторной прививки от дифтерии, столбняка и коклюша, так как со времени первой уже прошло шесть недель.