Элементы нравственного и эстетического воспитания детей от 9—10 до 12 мес.
Воспитатель продолжает развивать интерес и доброе отношение к родителям, детям, животным. Учит бережно относиться к предметам, игрушкам, не разбрасывать их, не отнимать их у других. Поощряет хорошие поступки, похвалив, одобрив поведение ребенка.При необходимости надо произносить слово «нельзя» с соответствующей строгостью, чтобы прервать нежелательность действия. Дети начинают понимать слово «нельзя» и правильно на него реагировать в различных ситуациях.
Надо помнить, что взрослые являются примером для подражания: дети усваивают от них многие формы поведения (тон голоса при обращении, отношение к другим и пр.).
Музыкальные занятия
Педагог, выразительно исполняя песни и музыку разного характера, побуждает по-разному на них откликаться. Спокойную музыку дети сосредоточенно слушают, веселую сопровождают улыбкой, отдельными движениями. Обогащая опыт детей, педагог знакомит их с контрастным музыкальным, высоким и низким звучанием колокольчиков или двумя звуками разной высоты на металлофоне. С целью большего слухового сосредоточения на музыкальных звуках следует менять местонахождение музыкальных инструментов. Воспитатель исполняет песни и попевки с несложным текстом, отображающим простой сюжет, который можно игровыми действиями инсценировать с игрушкой. Дети, подражая взрослому, выполняют их.
Продолжая стимулировать голосовые реакции, педагог вызывает у детей первые произвольные вокализации по подражанию собственным певческим интонациям на отдельные звуки, слоги, например «а-а», «ля-ля».
Расширяется объем игровых и плясовых движений. Взрослый берет руку ребенка и, выполняя совместно движение постукивания по бубну под пение, дает возможность ему ощутить равномерный ритм. Некоторые простые движения (помахивание руками, полуприседания) педагог вначале показывает, затем дети начинают выполнять самостоятельно.
Музыкальное воспитание детей на первом году жизни осуществляется в форме индивидуальных занятий, а также путем объединения детей в небольшие группы.
Музыкальный репертуар для детей первого года жизни несложен. Он включает народные мелодии, спокойные и подвижные («Ах ты, береза», «Котя, котенька, коток», «Из-под дуба», рус. нар. мелодия. «Утушка луговая», рус. нар. мелодия, игровые считалочки: «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», рус. нар. мелодия); песенки об отдельных персонажах («Петушок», «Кошка», «Собачка»), песенки для музыкально-ритмических движений («Мы большие», «Маленькие ладошки», «Веселые ножки»).
Становление различных видов музыкальной деятельности в раннем возрасте происходит не одновременно. Основное значение для музыкального развития ребенка на первом году жизни имеет восприятие музыки.