Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами детей от 9—10 до 12 мес.
Для сенсорного воспитания и развития действий с предметами детям предлагают игрушки с разнообразными свойствами (разной формы, окраски и т. д.). Взрослый обращает внимание на новые качества игрушки, ее форму, цвет, поддерживает стремление самостоятельно извлекать новые звуки.
Надо учить детей соотносить предметы по форме, их физическим свойствам, доводить действия до определенного результата: открыть и закрыть коробочку, бочонок, матрешку, снимать и надевать на стержень свободно снимающиеся кольца, накладывать 2—3 кубика один на другой.
Необходимо, чтобы вновь усвоенное действие с одной игрушкой ребенок самостоятельно повторял с другими игрушками, это способствует усвоению и обобщению нового способа действия. Нужны аналогичные игрушки из различных материалов, разные по цвету, форме, звучанию; например, пластмассовые, деревянные шарики, резиновые мячи, мягкие мячики, которые можно покатать; разные по цвету и форме кубики — из них можно соорудить «башню». В подобной предметно-игровой деятельности развивается наглядно-действенное мышление ребенка. Обобщение способа действия создает почву для словесного обобщения.
В конце первого года жизни надо учить детей производить действия, требующие использования другого предмета (опосредованные действия). Если к 9—10 мес. ребенок научился, потянув за веревочку, привязанную к колокольчику, вызывать его звучание, то к концу первого года он может усвоить более сложные опосредованные действия: тянуть за тесемку игрушку, палочкой приблизить предмет, который трудно достать, и т. д.
При обучении усложненным действиям с предметами воспитатель использует различные приемы: показ с кратким и простым объяснением; подсказку действия (с целью вызвать подражание, стремление повторить его); совместное действие, направляющее руку малыша, и т. п. Постепенно он подводит детей к выполнению действий по словесному указанию: «закрой матрешку», «прокати мяч» и т. п. К концу года следует учить выполнять новые для ребенка действия сначала по подражанию, а в дальнейшем по словесному указанию, например: «построй домик» — накладывать кубик на кубик, «покачай лялю» — похлопать по кукле или покачать ее, «покорми кису» и т. д. Можно дать ребенку свернутую из картона или изготовленную из плексигласа трубочку (диаметром 5 см, длиной 10—15 см) и соразмерные ей шарики, показать, как бросать шарики в трубочку, и предложить самостоятельно выполнить это действие. Или предложить достать из коробочки, высокой банки привлекательную игрушку, например матрешку. Побуждать ребенка вместе со взрослым притянуть к себе игрушку за оба конца скользящей тесемки. Помочь сидящему за столом или стоящему около стола ребенку достать палочкой игрушку, до которой невозможно дотянуться рукой (игрушка должна быть небольшая, привлекательная, яркая, желательно новая). Давать ребенку для игры крупную игрушечную посуду: миски, чашки, стаканы, бочонки и т. п. Предлагать мягкие игрушки с отчетливо выделенными основными признаками изображаемого предмета (людей, животных). Желательно, чтобы эти игрушки имели привлекательный вид, были приятной расцветки, имели укрупненно выделенные части, например глаза. Нужны также коляски, простынки, одеяла, в которые можно завернуть кукол.
Играть следует вместе с ребенком, показывая назначение и использование предметов. Предлагать звучащие игрушки (неваляшки, колокольчики) с приятным тембром звучания и механизмом действия, доступным для пуска самим ребенком. На прогулке привлечь внимание малышей к траве, листьям, цветам, дать их понюхать, подержать в руке. Обращать внимание на животных, птиц, называть их, имитируя голоса условными звукоподражаниями (гав-гав, кар-кар и т. д.), побуждая ребенка к их повторению. Показывать игрушки, изображающие животных или птиц, приводимые в движение простым механизмом (например, «клюющие курочки»).
Развитие речи, действия с предметами, познание окружающего способствуют развитию памяти детей. Однако для запоминания слов, обозначающих действия предметов, необходимо повторять их название неоднократно, поэтому каждое занятие воспитатель должен проводить по нескольку раз. Сначала занятие повторяется без изменения, затем с использованием другого материала, игрушек, предметов. Это поддерживает интерес к занятиям, способствует формированию обобщений.
Для установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, для повышения жизненного тонуса следует проводить игры-шутки: «идет коза рогатая», «сорока-белобока», «поехали-поехали — бух в ямку» и т. п.
Кроме перечисленных индивидуальных занятий, с детьми нужно проводить и групповые занятия, включающие предметы и действия, с которыми дети хорошо ознакомились в процессе индивидуальных занятий. Например, можно, разбросав шарики, предложить собрать их или проводить показ несложных действий с куклой: например, кукла идет, пляшет, спит, ест и т. д. Для обогащения впечатлений в группу нужно приносить маленьких детенышей животных (котенка, щенка, птичку, рыбок), в присутствии детей покормить их, погладить, сказать ласковые слова. Такие занятия можно проводить с детьми в возрасте 9—12 мес.