Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Умственное воспитание детей от 9—10 до 12 мес.

Сенсорное воспитание и развитие речи. Необходимо продолжать обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать их восприятие. Это осуществляется прежде всего в процессе ознакомления с окружающим. Воспитатель должен знакомить детей с различными игрушками, предметами, находящимися в групповой комнате, в раздевальной, спальной комнате, летом — на участке.

Полезно обратить внимание малышей на то, что делается за окнами групповой комнаты. С этой целью взрослый подводит каждого из детей к окну, помогает подняться на небольшое возвышение или берет на руки. Воспитатель называет все, что видит малыш за окном: проезжающие машины, людей, животных, деревья. Такие наблюдения особенно полезны в осенне-зимний период, когда дети меньше бывают на улице. Взрослый побуждает ребенка к проявлению некоторой самостоятельности.

Иногда, поднявшись на верхнюю площадку горки, малыш останавливается: сверху хорошо видно все, что происходит за окном. Эти наблюдения полезны не только в плане ознакомления с окружающим, они развивают такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, способствуют становлению речи.

К концу первого года, благодаря расширению ориентировки детей в окружающем, практическому познанию назначения и функций некоторых предметов, становится возможным формирование элементов сюжетной игры. После показа воспитателя дети начинают подражать ему при выполнении простых игровых задач: кормят куклу, укладывают ее спать, выполняют с ней плясовые движения. Очень важно, чтобы в распоряжении ребенка были сюжетные, разные по тематике и образному решению игрушки (куклы, мишки, собачки, петушки), отличающиеся по величине, материалу и т. п. Выполнение одних и тех же действий с разнообразными игрушками, узнавание и поиск одинаковых по тематике игрушек способствуют развитию мышления, функции обобщения.

К концу первого года интенсивно возрастает способность детей к развитию понимаемой речи, при правильном воспитании быстро увеличивается количество понимаемых слов. Необходимо учить детей запоминать не только свои имена, но и имена окружающих взрослых и детей (проводя, например, игру в «прятки»), названия животных, тех предметов и игрушек, с которыми они часто действуют, понимать слова, обозначающие элементарные практические и игровые действия с предметами, названия новых движений. Все чаще воспитатель пользуется более развернутой речью для поддержания хорошего эмоционального настроения ребенка, для регуляции его поведения, обучения.

Особое значение для развития речи имеют индивидуальные игры-занятия. Для усвоения понимания новых слов следует с 9—10 мес. показывать и называть разные предметы. Можно использовать следующее упражнение: дать ребенку игрушку, название которой раньше ему было неизвестно, а потом, несколько раз назвав ее, попросить вернуть взрослому, потом вновь возвратить ее ребенку.

Воспитатель может обратиться к ребенку с просьбой. Малыш, знающий слово «дай» и название какой-либо игрушки, приносит ее, если она находится в поле зрения, а позднее находит названную игрушку среди других предметов.

Для развития функции обобщения важно также давать детям игрушки, которые имеют одинаковые названия, но отличаются по внешнему виду: например, куклу резиновую, тканевую, большую или маленькую.

Воспитатель постоянно побуждает детей произносить звуки в ответ на обращение и во время самостоятельной деятельности. К концу года ребенок должен говорить около 10 простых и упрощенных слов («мама», «баба», «ав-ав», «би-би» и т. п.). Обычно ребенок произносит эти слова, когда видит хорошо знакомого человека или игрушку, название которой слышал от взрослых.

Развитие речи происходит в разных видах деятельности (при овладении движениями, наблюдении за окружающим, при повторении действий с предметами, во время режимных процессов и т. д.).

Речь взрослого не должна быть многословной, быстрой, чтобы ребенок мог уловить смысл сказанного и выполнить соответствующие действия, движения, ответить доступными речевыми средствами.

Для развития активной речи продолжаются занятия, рекомендуемые в предыдущем возрастном периоде.

Активная речь ребенка формируется на основе развития лепета. Воспитатель, слыша лепет ребенка, использует его умения для оформления первых слов. Например, малыш говорит: «Ма-ма-ма-ма». Взрослый подхватывает: «Ма-ма-ма-ма... мама!» Затем повторяет, указывая на мать: «Мама, мама». Или такой пример. Малыш лепечет: «Ля-ля-ля», взрослый говорит: «Ляля!» — показывает куклу. В этом возрасте является необходимым введение в активный словарь ребенка облегченных слов, например, таких, как «му-му» (корова), «тик-так» (часы), «ав-ав» (собака), «ко-ко» (курочка), «динь-динь» (колокольчик) и т. п.

Взрослый употребляет облегченное слово, стремясь вызвать речевое подражание. Он дает возможность ребенку назвать словом предмет или действие, пользуясь доступными речевыми средствами. Вместе с тем необходимо твердо знать, что введение облегченного слова дается взрослым в сочетании с общеупотребительным. Например, показывая корову, взрослый говорит: «Вот корова — му-му». Или: «Где петушок? Ку-ка-ре-ку!»; «собака — ав-ав», «ляля спит — бай-бай» (сопровождать показом), «кушай — ам-ам», «нехорошо — ай-ай», «Мама, папа, дядя» и т. п.

Когда ребенок просит что-либо жестом или издавая звуки, взрослый должен стремиться вызвать у него словесное оформление просьбы. Например, когда ребенок протягивает руку за игрушкой, следует приблизить ее к нему и сказать: «Скажи: дай, дай!»


Новости и советы мамочкам.