Умственное воспитание детей от 9—10 до 12 мес.
Сенсорное воспитание и развитие речи. Необходимо продолжать обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать их восприятие. Это осуществляется прежде всего в процессе ознакомления с окружающим. Воспитатель должен знакомить детей с различными игрушками, предметами, находящимися в групповой комнате, в раздевальной, спальной комнате, летом — на участке.Полезно обратить внимание малышей на то, что делается за окнами групповой комнаты. С этой целью взрослый подводит каждого из детей к окну, помогает подняться на небольшое возвышение или берет на руки. Воспитатель называет все, что видит малыш за окном: проезжающие машины, людей, животных, деревья. Такие наблюдения особенно полезны в осенне-зимний период, когда дети меньше бывают на улице. Взрослый побуждает ребенка к проявлению некоторой самостоятельности.
Иногда, поднявшись на верхнюю площадку горки, малыш останавливается: сверху хорошо видно все, что происходит за окном. Эти наблюдения полезны не только в плане ознакомления с окружающим, они развивают такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, способствуют становлению речи.
К концу первого года, благодаря расширению ориентировки детей в окружающем, практическому познанию назначения и функций некоторых предметов, становится возможным формирование элементов сюжетной игры. После показа воспитателя дети начинают подражать ему при выполнении простых игровых задач: кормят куклу, укладывают ее спать, выполняют с ней плясовые движения. Очень важно, чтобы в распоряжении ребенка были сюжетные, разные по тематике и образному решению игрушки (куклы, мишки, собачки, петушки), отличающиеся по величине, материалу и т. п. Выполнение одних и тех же действий с разнообразными игрушками, узнавание и поиск одинаковых по тематике игрушек способствуют развитию мышления, функции обобщения.
К концу первого года интенсивно возрастает способность детей к развитию понимаемой речи, при правильном воспитании быстро увеличивается количество понимаемых слов. Необходимо учить детей запоминать не только свои имена, но и имена окружающих взрослых и детей (проводя, например, игру в «прятки»), названия животных, тех предметов и игрушек, с которыми они часто действуют, понимать слова, обозначающие элементарные практические и игровые действия с предметами, названия новых движений. Все чаще воспитатель пользуется более развернутой речью для поддержания хорошего эмоционального настроения ребенка, для регуляции его поведения, обучения.
Особое значение для развития речи имеют индивидуальные игры-занятия. Для усвоения понимания новых слов следует с 9—10 мес. показывать и называть разные предметы. Можно использовать следующее упражнение: дать ребенку игрушку, название которой раньше ему было неизвестно, а потом, несколько раз назвав ее, попросить вернуть взрослому, потом вновь возвратить ее ребенку.
Воспитатель может обратиться к ребенку с просьбой. Малыш, знающий слово «дай» и название какой-либо игрушки, приносит ее, если она находится в поле зрения, а позднее находит названную игрушку среди других предметов.
Для развития функции обобщения важно также давать детям игрушки, которые имеют одинаковые названия, но отличаются по внешнему виду: например, куклу резиновую, тканевую, большую или маленькую.
Воспитатель постоянно побуждает детей произносить звуки в ответ на обращение и во время самостоятельной деятельности. К концу года ребенок должен говорить около 10 простых и упрощенных слов («мама», «баба», «ав-ав», «би-би» и т. п.). Обычно ребенок произносит эти слова, когда видит хорошо знакомого человека или игрушку, название которой слышал от взрослых.
Развитие речи происходит в разных видах деятельности (при овладении движениями, наблюдении за окружающим, при повторении действий с предметами, во время режимных процессов и т. д.).
Речь взрослого не должна быть многословной, быстрой, чтобы ребенок мог уловить смысл сказанного и выполнить соответствующие действия, движения, ответить доступными речевыми средствами.
Для развития активной речи продолжаются занятия, рекомендуемые в предыдущем возрастном периоде.
Активная речь ребенка формируется на основе развития лепета. Воспитатель, слыша лепет ребенка, использует его умения для оформления первых слов. Например, малыш говорит: «Ма-ма-ма-ма». Взрослый подхватывает: «Ма-ма-ма-ма... мама!» Затем повторяет, указывая на мать: «Мама, мама». Или такой пример. Малыш лепечет: «Ля-ля-ля», взрослый говорит: «Ляля!» — показывает куклу. В этом возрасте является необходимым введение в активный словарь ребенка облегченных слов, например, таких, как «му-му» (корова), «тик-так» (часы), «ав-ав» (собака), «ко-ко» (курочка), «динь-динь» (колокольчик) и т. п.
Взрослый употребляет облегченное слово, стремясь вызвать речевое подражание. Он дает возможность ребенку назвать словом предмет или действие, пользуясь доступными речевыми средствами. Вместе с тем необходимо твердо знать, что введение облегченного слова дается взрослым в сочетании с общеупотребительным. Например, показывая корову, взрослый говорит: «Вот корова — му-му». Или: «Где петушок? Ку-ка-ре-ку!»; «собака — ав-ав», «ляля спит — бай-бай» (сопровождать показом), «кушай — ам-ам», «нехорошо — ай-ай», «Мама, папа, дядя» и т. п.
Когда ребенок просит что-либо жестом или издавая звуки, взрослый должен стремиться вызвать у него словесное оформление просьбы. Например, когда ребенок протягивает руку за игрушкой, следует приблизить ее к нему и сказать: «Скажи: дай, дай!»