Развитие движений детей от 9—10 до 12 мес.
Для совершенствования усвоенных движений — ползания, вставания, переступания вдоль опоры и т. д. должны быть созданы условия, побуждающие детей двигаться. Интерьер групповой комнаты для детей этого возраста имеет свои особенности: за отгороженной частью комнаты (барьером), недалеко от окна, устанавливается горка, по краям расставляются диванчики; в середине раскладываются мячи, шарики, кольца — игрушки для вкладывания и нанизывания, а также сюжетно-образные игрушки — куклы, мишки, зайчики и т. п.Малыш учится переходить от одной опоры к другой, входить на 3 ступеньки небольшой горки, сходить с нее, придерживаясь за перила (с 10 мес), и т. п.
В процессе самостоятельной деятельности воспитатель стремится активизировать движения детей. С этой целью проводятся индивидуальные и групповые занятия, способствующие развитию и совершенствованию движений, навыка самостоятельной ходьбы. Взрослый начинает учить малыша с 9—10 мес. ходить с поддержкой за обе руки, а с 11 мес, когда он овладеет этим умением, поддерживая за одну руку. При этом воспитатель объясняет, зачем и куда ребенок идет, ставит цель, например: «Пойдем кушать», «Пойдем за лялей» и т. п. С 11 мес. можно проводить следующее упражнение: отойдя на небольшое расстояние, подзывать ребенка, показывая интересную игрушку.
При своевременном развитии движений большинство детей с 11 —12 мес. овладевает самостоятельной ходьбой.
Продолжается закаливание организма детей (см. возрастную группу от 5—6 до 9—10 мес), проводится массаж и гимнастика.