Элементы нравственного и эстетического воспитания детей от 5—6 до 9—10 мес.
Поддерживать интерес детей к близким, поощрять радостное настроение при общении со сверстниками, с ухаживающими за ними взрослыми.Для развития интереса к сверстникам необходимо класть ребенка в манеж так, чтобы он видел других детей (лучше на живот) и мог наблюдать за их действиями. С 7—8 мес. рекомендуется проводить совместные игры («прятки», «догонялки»). Например, можно с ребенком на руках «догонять» другого малыша. Или предложить спрятаться одному малышу под платочек, попросив других детей найти его: «Где у нас Ваня?» — «Нет Вани!»; затем снять платок: «Вот Ваня!» Такие игры не только радуют ребенка, но и вызывают у него доброжелательное отношение к другим детям.
Воспитатель должен побуждать детей к эмоциональным проявлениям. В случае необходимости, если ребенок плачет, например, не умея достать игрушку, следует помочь ему. Если ее отнимает у него другой ребенок, нужно разрешить конфликт, дав каждому одинаковую игрушку. При этом ребенку, отнимавшему ее у товарища, строго сказать: «Нельзя!», чтобы малыш понял, что взрослый недоволен его действиями.
Музыкальные занятия
Выразительное исполнение мелодии веселого и спокойного характера вызывает у детей различный эмоциональный отклик. Им предлагается послушать звучание музыкальных инструментов различного тембра (колокольчик, губная гармошка). Необходимо постоянно упражнять детей в поиске источника звучания: меняя местоположение музыкального инструмента, на котором педагог играет, или звучащей игрушки, побуждать искать их, поворачиваться к ним.
Собственные действия детей в связи с музыкой еще очень ограничены, но педагог должен их активно стимулировать. Он вызывает вокализацию ребенка в ответ на собственное пенке, подпевает интонации, непроизвольно возникающей у него при гулении.
В этот период жизни ребенок начинает сидеть, затем стоять, что расширяет его возможности в выполнении движений, связанных с музыкой. Педагог под собственное пение упражняет ребенка в различных плясовых движениях: хлопки в ладоши, помахивание руками, пружинящие движения ног; в игровых действиях: позвенеть погремушкой и т. д.
Все эти движения усваиваются в совместных действиях с педагогом, по показу, а затем некоторые из них ребенок может выполнять самостоятельно.