Умственное воспитание детей от 5—6 до 9—10 мес.
Развитие подготовительных этапов речи. К 5—6 мес. ребенок хорошо лепечет, произносит слоги, к 7 мес. он начинает подражать взрослому, говорит слоги, которые произнес сам или услышал от взрослого. С 8—9 мес. следует побуждать ребенка к подражанию новым слогам. Это упражняет его артикуляционный аппарат, обогащает лепет.С 5—6 до 9—10 мес. у ребенка начинает формироваться понимание речи взрослого. Он не только радуется голосу, но и вслушивается в слова, начинает их понимать. С 5—6 мес. следует развивать понимание речи взрослого, побуждать ребенка поворачивать голову и отыскивать взглядом предметы вначале в определенном месте, затем меняя их местонахождение.
Надо показывать и называть простые движения в играх: «ладушки», «до свидания», «какой большой!» и др., предлагать их повторить.
С 7—8 мес. необходимо учить детей находить взором несколько знакомых предметов, затем выполнять просьбу взрослого, например на слово «дай» («дай мяч») и др.
В процессе общения и игры надо обращаться к ребенку как можно чаще по имени: 8—9-месячный ребенок запоминает свое имя, поворачивает голову в сторону взрослого, приближается к нему, если взрослый зовет его по имени.
Воспитатель должен внимательно относиться к речевым проявлениям ребенка, способствовать развитию его наблюдательности, использовать возникающий интерес и желание ознакомиться с окружающим. Он должен называть предмет или действие словом, четко произнося короткую фразу, интонационно выделяя главное слово. С детьми этого возраста проводятся специальные игры-занятия, направленные на развитие подготовительных этапов речи. Для развития понимания названий предметов рекомендуются специальные занятия. Например, крупный яркий звучащий предмет положить на постоянное место, при назывании его стараться вызвать у ребенка (5—5,5 мес.) поворот головы в сторону предмета. Поставить на полочку собачку (полочка должна висеть в поле зрения недалеко от места бодрствования). Когда ребенок не занят игрой, спросить, называя его по имени: «Коленька, где собачка? Ав-ав!» После того как он повернет голову в сторону игрушки, сказать: «Вот собачка. Ав-ав!» Взять его на руки, приблизить к игрушке и дать потрогать, сопровождая фразой: «Собачка! Ав-ав!»
Когда ребенок на вопрос о собачке будет поворачивать голову точно в ее сторону, нужно изменить ее местоположение, чтобы установить связь слова собачка не с местом, где она находится, а с самой игрушкой. На подобных занятиях можно использовать и другие озвученные игрушки и предметы — куклу, часы и т. п.
Далее нужно использовать момент самостоятельного сосредоточения ребенка на каком-либо предмете, называть его. Например, когда в квмнате зажигается свет и ребенок поворачивает голову в сторону лампы, спросить: «Где огонек?» Назвать ребенка, повернувшего голову в сторону света: «Коленька, где огонек? Вот огонек».
Повторно погасить и зажечь свет, задавая тот же вопрос (детям 6—7 мес).
Проводятся также занятия, в ходе которых детей учат понимать названия нескольких предметов, стоящих на определенном месте и в разных местах (с 7—8 мес). Поставить в определенное место два предмета: один знакомый (например, собачку), а другой новый (например, куклу). Методика та же, но количество предметов постепенно увеличивается. Можно побуждать ребенка к отыскиванию знакомого предмета, например спрятанного под салфетку (с 7—8 мес), эмоционально обыгрывая ситуацию поиска и нахождения.
С детьми 8 мес. проводят игры в прятки. При этом можно знакомить их с именами детей и взрослых. Взрослый накидывает небольшую косынку себе на голову, спрашивая о себе, например: «Где тетя Надя?» Затем, открыв лицо, говорит: «Вот тетя Надя». Можно проводить игру, вовлекая в действия самих детей.
Надо называть движения, производимые ребенком или взрослым, с целью установления связи между названием движения и его исполнением. Например, при словах «до свидания» помахать рукой ребенка; сажая ребенка, говорить «сядь» (с 6—7 мес). Обращаться к ребенку с просьбой, чтобы он отдал находящийся у него в руках предмет (с 8—9 мес).
Все занятия проводить многократно, вызывая интерес к ним.