Развитие движений и закаливание детей от 5—6 до 9—10 мес.
Если 5-месячный ребенок умеет переворачиваться на живот и много времени с удовольствием проводит в этом положении, играет с игрушками, его легко можно подвести к усвоению движений, связанных с ползанием, а затем и с умением садиться и ложиться, вставать, придерживаясь за неподвижную опору, и ходить вокруг нее.Не следует начинать сажать ребенка с первых месяцев жизни. Такие дети к 5—6 мес. предпочитают сидеть, а не двигаться, с игрушками занимаются мало. Раннее сидение вредно для ребенка. Его позвоночник при длительном сидении деформируется, так как еще недостаточно окреп. Ребенок быстро устает, а сам изменить положение не может.
Поэтому вначале необходимо побуждать ребенка к ползанию, способствовать развитию двигательной активности, стремлению самостоятельно приблизиться к тому, что его интересует. В процессе ползания укрепляются все мышцы, позвоночник ребенка, что положительно влияет на его физическое развитие. К 8 мес. надо поощрять желание ребенка самостоятельно садиться, опираясь на одну руку; сидеть без поддержки, играть с игрушками, наблюдать за окружающим из положения сидя.
Побуждать вставать, держась за барьер, ходить вдоль него. С 8—9 мес. можно предлагать перейти от одной опоры к другой.
С 5—6 мес. необходимо проводить индивидуальные занятия, побуждающие ребенка к ползанию, привлекать его внимание показом игрушки (с ее названием), подзывать, побуждать подползти к игрушке. С 7 мес. побуждать ребенка вставать у барьера, с этой целью выкладывать на барьер игрушки, подзывать к игрушке. С 7—8 мес. побуждать ребенка к переступанию вдоль барьера. При приближении малыша к заинтересовавшему предмету медленно отодвигать игрушку вдоль барьера, вызывая стремление приблизиться. Когда ребенок после нескольких шагов остановится, надо поиграть с ним, дать игрушку, заинтересовавшую его.
Необходимо развивать у детей двигательную активность: для этого с каждым в отдельности играть в прятки, «догоню-догоню» и т. д. Положительные эмоции и двигательные реакции вызывает и показ заводных игрушек.
Закаливание. В целях закаливания организма ребенка проводятся воздушные, водные и солнечные процедуры, подобные тем, что проводились в предыдущем периоде. Однако к 8—9 мес. воздушную ванну можно сочетать с общим обливанием. Во время смены одежды после первого дневного сна ребенка оставляют обнаженным на 4—5 мин, стимулируя его активные движения. Затем проводят обливание водой соответствующей температуры. Сочетание воздушных и водных процедур в такой последовательности оказывает хороший оздоровительный эффект. Проведение воздушной ванны после водной может вызвать переохлаждение организма, так как с поверхности тела в первые несколько минут после обливания продолжается усиленная отдача тепла.