Физическое воспитание детей от 5—6 до 9—10 мес.
Особенности режима и проведение режимных процессов. Режим для детей этого возраста несколько изменяется. Ребенок уже в состоянии бодрствовать в течение 2 ч непрерывно, переходит нэ трехразовый сон днем. Ночной сон длится 10 ч. Последовательность режимных процессов сохраняется; сразу после сна ребенка кормят, а затем организуют активное бодрствование. Если ребенок не просыпается к моменту последнего кормления (в 22 ч), его не будят, а кормят в 3 ч 30 мин.
- Режим дня может быть следующим:
- Кормление: 6.00, 10.00, 14.00, 18.00, 22.00 или 3.30;
- бодрствование: 6.00—8.00, 10.00—12.00, 14.00—16.00, 18.00—20.00;
- сон: 8.00—10.00, 12.00—14.00, 16.00—18.00, 20.00—6.00.
- Дети в возрасте до 9—10 мес. получают первое кормление в 6 ч утра.
Кормление. Кормить детей следует в строго отведенном для этого месте. С 8 мес, когда ребенок научится сидеть самостоятельно, его следует усаживать за стол на высоком креслице. Дети 5—6 мес. уже могут есть с ложки. В 6—7 мес. надо учить их пить из чашки, приучать придерживать ее руками. Ребенку надо давать корочку хлеба, сухарик, чтобы он привыкал их жевать. До 8 мес. воспитатель кормит детей по одному, а после 8 мес, если у детей сформировалось умение самостоятельно сидеть,— по двое поочередно.
С каждым месяцем рацион питания растет, в соответствии с рекомендациями врача малыш получает новые блюда. Методика кормления при введении нового блюда такова: пока малыш голоден, в начале кормления ему предлагают 2—3 ложки нового блюда, а затем докармливают привычной пищей. Поднося ложку ко рту ребенка, взрослый произносит: «Коля, открывай ротик». Слова совпадают с действием ребенка (при виде пищи он и сам открывает рот), а уловив смысл сказанного, он с еще с большим удовольствием открывает рот. Взрослый во время кормления обращается по имени к ребенку: «Оленька, пей из чашки», «Катя, держи кусочек хлеба» и т. п. Обычно ребенок выполняет эти «поручения» с удовольствием, ему нравятся новые самостоятеяьные действия: самому поддерживать чашку, держать корочку хлеба.
С первых месяцев жизни следует приучать детей к аккуратности во время еды. Взрослый должен стараться не испачкать едой рот малыша, а если необходимо, сразу же, не дожидаясь окончания еды, вытереть его салфеткой.
С 7—8 мес. необходимо вызывать у ребенка желание мыть руки перед едой. Засучив рукава малышу, взрослый предлагает: «Давай вместе помоем ручки!» С помощью взрослого он начинает овладевать новым умением. Важно, чтобы вода была теплой и чтобы взрослый вместе с ребенком подставил руки под струю воды. Он должен вымыть ребенку руки, вызывая положительное отношение к этому процессу.
После того как ребенок научится самостоятельно садиться и сидеть (примерно с 8 мес), его надо высаживать на горшок перед сном, после сна и в середине бодрствования.
Навыки аккуратности вырабатываются при условии, если ребенку меняют регулярно испачканную одежду, следят за чистотой лица, умывают по мере необходимости, не ожидая начала или конца кормления. Со временем ребенок и сам начинает реагировать на непорядок в одежде.
После того как ребенок научится ползать (примерно с 7—8 мес.) и начнет вставать на ножки, держась за барьер, ползунки стесняют его движения, поэтому вместо них рекомендуется надевать штанишки или колготки и шерстяные носки.