Развитие действий с предметами у детей от 2,5—3 до 5—6 мес.
Своевременное развитие анализаторов (органов чувств) ребенка способствует установлению новых связей с внешним миром, формированию общих движений и целенаправленных движений рук. Предметность восприятия развивается в процессе овладения элементарными действиями с предметами — хватанием и манипулированием. С 2,5—3 мес. ребенок начинает ощупывать одной рукой другую, захватывать в руки пеленку, одеяло, свои волосы и др.С 2 мес. малыш прикасается к игрушке как бы случайно, с 3—4 мес. при виде игрушек тянет к ним руки, получает от соприкосновения с ними новые ощущения, доставляющие удовольствие. Он старается повторить движения, вызвавшие эти ощущения.
Для развития действий с предметами необходимо в каждый отрезок дневного бодрствования продолжать подвешивать над грудью ребенка (на высоте 10—15 см) игрушки, удобные для захватывания: кольца резиновые, пластмассовые, деревянные и т. п. К 4 мес. игрушки подвешивают на высоте вытянутой руки ребенка.
Не следует одновременно давать большое количество игрушек. Игрушки для рассматривания и захватывания необходимо менять через 2—3 дня. С целью усложнения движений можно давать такие игрушки, которые требуют большей координации (например, различной формы погремушки, подвески и т. п.). Чтобы ребенок получал различные тактильные ощущения, ему дают для ощупывания игрушки из различного материала.
С 4—5 мес. дети начинают все активнее реагировать на игрушки, отличающиеся по цвету или форме. В этом возрасте ребенок уже не случайно, а целенаправленно дотрагивается до погремушек, издающих характерный звук, ощупывает и захватывает их. Некоторые игрушки располагают сбоку от ребенка. Чтобы взять лежащую погремушку, он старается повернуться на бок, а затем на живот. Так он быстро усваивает умение точно направлять руки, находясь в любом положении (лежа на спине, животе).
После того как ребенок овладеет умением ощупывать и захватывать игрушки, следует учить его брать погремушку, которую держит взрослый над грудью. Для этого хороши мелодично звучащие, разнообразные погремушки с удобной рукояткой. К 6 мес. ребенок должен уметь брать в каждую руку по игрушке и одновременно удерживать их. С 5—6 мес, когда дети научатся брать и удерживать предмет, можно игрушки уже не подвешивать. Подобные занятия не только содействуют развитию движений рук, ознакомлению с некоторыми свойствами предметов, но и приучают к самостоятельному бодрствованию, создают предпосылки к развитию волевых черт — настойчивости и упорства. Если бодрствование ребенка организовано правильно и он получает достаточную возможность действовать с игрушками, у него предотвращается формирование отрицательных привычек: как правило, дети, умеющие занять себя, не сосут пальцев.
Для развития действий с предметами полезно: давать в руки ребенку для удержания кольца, игрушки на рукоятке, шарики, продолговатые игрушки с заметными на Ощупь неровностями поверхности (рубчики, дырочки, выпуклости и т. д.); вкладыши, изготовленные из ткани разной фактуры, дерева, пластмассы; давать попеременно большой, маленький шарик, большую, маленькую «колбаску» и другие предметы, одинаковые по форме, но ощутимо различающиеся по размерам; давать в руки различные игрушки-пищалки, не требующие больших усилий для произведения звука; давать шары из махровой ткани с зашитыми внутрь бубенчиками, мячи-шарики из резины или пластмассы разной упругости. Вначале ребенок случайно, а затем более целенаправленно берет их, рассматривает, мнет (с 4—5 мес). Надо помещать перед ребенком, лежащим на животе, разноцветные тряпочки; большую привлекательную игрушку, чтобы он смотрел на нее и пытался к ней тянуться, достать, приложив усилие. Занятия с этими игрушками проводятся под контролем взрослого.
Во время игры-занятия, обращаясь к ребенку по имени, взрослый показывает и называет игрушку.
Научившись брать и удерживать игрушку, ребенок самостоятельно рассматривает ее, перекладывает из руки в руку, размахивает, постукивает ею. В процессе подобных манипуляций ребенок познает свойства предмета. Размахивая погремушкой, он познает ее звуковые свойства; неоднократно повторяя свои действия, начинает ожидать проявления этого свойства (т. е. ее звучания).
Взрослый, организуя самостоятельное бодрствование, дает каждому ребенку игрушки в соответствии с его возрастом и развитием умений, следит, чтобы игрушки были равномерно размещены по всей площади манежа, а дети не мешали друг другу.
Для умственного воспитания следует использовать все моменты ухода за детьми. Например, переодев ребенка, следует подержать его в вертикальном положении, поднести к предметам, которые он не может увидеть из манежа и т. п. Таким образом воспитатель расширяет чувственный опыт малышей.