Умственное воспитание детей от 2,5—3 до 5—6 мес.
Умственное воспитание детей от 2,5—3 до 5—6 мес. осуществляется в процессе общения со взрослым во все режимные моменты и на специальных занятиях, имеющих игровой характер.Занятия с детьми следует проводить в начале бодрствования, когда они более активны. В дошкольном учреждении для занятий используются второй и третий отрезки бодрствования. На одном занятии может решаться несколько воспитательных задач, например развитие слухового и зрительного восприятия.
Необходимо продолжать создавать условия для того, чтобы ребенок имел возможность фиксировать взглядом неподвижные предметы, следить за их перемещением не только лежа на спине, но и в вертикальном положении на руках у взрослого.
К 4 мес. слуховые ориентировочные реакции дополняются двигательным компонентом. Слыша голос взрослого или звучание погремушки, малыш не только поворачивает голову, но и туловище на бок, а затем переворачивается на живот. Он отыскивает взором говорящего взрослого или звучащий предмет.
Для более прочного установления зрительно-слуховых связей с детьми проводят специальные занятия. Например, педагог окликает ребенка, и когда тот поворачивается, разговаривает с ним, показывает игрушки, вызывает эмоциональный отклик. Так как ребенок уже легко определяет источник звука, становится возможным увеличить расстояние между ним и взрослым с целью развития ориентировки. Полезно побуждать ребенка к поворотам на звук мелодичным звучанием игрушек; после поворота игрушку приближают, дают рассмотреть, а затем вкладывают в его руку.
Пятимесячный ребенок начинает узнавать мать, по-разному реагировать на присутствие близких и незнакомых людей, отдавая явное предпочтение первым.
Малыш прислушивается и присматривается к постороннему. У него возникает ориентировочная реакция на новизну ситуации. Правда, реакция на новизну не всегда сопровождается положительными эмоциями. Иной раз малыш может расплакаться, если незнакомый человек вдруг заговорит с ним или возьмет на руки. Однако ребенок может и спокойно реагировать на постороннего, не проявляя особого отношения к нему. Все зависит от того, какие эмоции взрослый способен вызвать у ребенка. Как правило, дети реагируют соответствующим образом на разную интонацию — на строгий разговор замедляют движения, прислушиваются, на ласковый тон — оживляются, улыбаются, отвечают радостными звуками.
Для развития речевого слуха, слухового сосредоточения (умения прислушиваться) и слуховых дифференцировок (умения слышать, воспринимать и различать звуки) взрослому, общаясь с ребенком, как и раньше, надо произносить звуки и слова с разной интонацией.
Для развития подготовительных этапов активной речи важно, чтобы с 4—5 мес. у ребенка возникало желание привлечь к себе внимание взрослого голосом. Если взрослые откликаются на голосовые реакции малыша, стремятся поддержать речевой контакт, то голосовые реакции становятся средством его общения со взрослыми, стимулируют больший интерес к ним. Для развития голосовых реакций необходимо проводить игры-занятия индивидуально с каждым ребенком или с небольшой группкой (2—3 ребенка). Объединять следует детей, имеющих одинаковый уровень развития. Занятия могут длиться от 3 до б мин, что зависит от характера занятия и разнообразия приемов, которыми пользуется воспитатель. Например, ласковый разговор без подкрепления показом или звучанием игрушек (предметов) может длиться не более 3 мин.
Для индивидуальных занятий можно использовать пеленальный стол. Занятие с группкой детей целесообразно проводить в манеже, убрав игрушки, отвлекающие их. Во время занятий нужно создать обстановку, способствующую работоспособности детей, в первую очередь исключить посторонние шумы, разговоры.
Наклонившись, чтобы ребенок видел движения туб и правильную артикуляцию, воспитатель произносит звуки и слоги. Занимаясь с детьми моложе 5 мес, он дает речевые образцы в основном гласных звуков, а для более старших — слоги, включающие согласные звуки — «м», «б», «п» (например, «ма-ма-ма-ма» или «ба-ба-ба-ба» и т. п.) Можно использовать коротенькие, но выразительные стихи, песенки, потешки, прибаутки. После произнесения звуков или слогов воспитатель должен обязательно сделать паузу. Он замолкает, давая возможность ребенку «откликнуться», проявить себя, вступить в речевой контакт.
Во второй части занятия проводится показ игрушек с речевым сопровождением или прослушивание музыкального инструмента (бубен, мерлитон). Но и в этой части занятия необходимо после показа и прослушивания делать паузу, побуждая ребенка к ответному действию, к речевым реакциям. Если такие реакции возникли, взрослый стремится поддержать речевой контакт с малышом. После того как ребенок произнесет звук или слог, воспитатель «подхватывает» их, т. е. повторяет за малышом. Он активизирует речевые реакции ребенка, эмоционально поддерживая контакт с ним. Он побуждает неоднократно повторять удавшийся звук или слог и этим закрепляет умения малыша. В конце занятия не дается новых речевых образцов. Ласково разговаривая с ребенком, воспитатель стремится вызвать у него радостное и спокойное состояние.
При своевременном, целенаправленном обучении дети в период самостоятельного бодрствования совершенствуют свои голосовые реакции, много гулят, замолкая и прислушиваясь к произносимым звукам. Организуя бодрствование, необходимо создавать у ребенка радостное состояние. Этому способствует не только хороший уход за малышом, но и нежное, ласковое, доброе обращение с ним. Необходимо помнить, что все процессы жизнедеятельности протекают более активно, если дети бодры и веселы.
В возрасте 4—5 мес. ребенок большую часть времени находится в радостном состоянии, если взрослые правильно организуют его бодрствование. Крик и плач возникают у малыша, когда его что-то беспокоит или нарушен его режим. Но часто отрицательные эмоции связаны и с неумением выполнить какое-либо действие, например что-то достать, до чего-то дотянуться.
Уровень эмоционального общения взрослого с ребенком влияет на его полноценное физическое и психическое развитие. Ребенок начинает громко смеяться, выражает свою радость не только тогда, когда взрослый находится с ним, но и тогда, когда слышит его голос или видит издали. У 4-месячного ребенка комплекс положительно-эмоциональных реакций возникает все чаще и без специальных воздействий взрослого; он реагирует на игрушку, которая находится в поле его зрения. В манеже дети начинают улыбаться находящимся рядом сверстникам. Ребенок все чаще продолжает использовать положительно-эмоциональные реакции (улыбку, активные движения, вокализации) для общения или привлечения к себе внимания взрослого.