Развитие движений и закаливание детей от 2,5—3 до 5—6 мес.
В течение всех отрезков бодрствования необходимо создавать условия для развития движений. С 2,5 мес. ребенка все чаще кладут на живот перед каждым кормлением и по нескольку раз во время бодрствования. К 5 мес. он долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, прогнув спину и высоко приподнимая голову и грудь. Такая поза позволяет ребенку следить за окружающими, поворачивать голову в разные стороны, тянуться к находящимся перед ним игрушкам, брать их, рассматривать. При этом он несколько передвигается, поворачивая корпус, изгибается, опираясь только на одну руку. Необходимо следить, чтобы всеми этими движениями дети овладевали после того, как научатся хорошо держать голову, лежать на животе и свободно брать игрушки из разных положений. Иначе они быстро устают, опускают голову, начинают сосать пальцы.К 4 мес. дети начинают самостоятельно переворачиваться со спины на бок, а к 5 мес.— на живот; переворачиваться с живота на спину начинают к 6 мес. Ребенок меняет положение, перемещается в кроватке или манеже, у него появляются первые попытки ползать.
Для того чтобы ребенок научился переворачиваться, его берут легко за руку и помогают перевернуться со спины на живот. Чтобы закрепить это движение, показывают игрушку, ребенок радуется ее появлению, тянется, у него возникает желание ее взять. Взрослый медленно перемещает игрушку до тех пор, пока ребенок не сделает нужного поворота, после этого взрослый отдает игрушку. Сначала ребенок переворачивается резким, быстрым движением на бок и на живот, но вскоре научается свободно использовать освоенное движение для того, чтобы самостоятельно достать игрушку, проследить взглядом за взрослым. Эти движения ребенку полезны — поддерживают у него эмоционально-положительное состояние, подготавливают к ползанию.
Для формирования навыка ползания пятимесячного ребенка кладут на живот, раскладывают перед ним яркие игрушки, чтобы он мог дотянуться и взять их. Игрушки, меняющие свое положение в пространстве при легком прикосновении (мячи, шары, яички), полезны для детей, начинающих передвигаться. Эти игрушки побуждают их к ползанию. Если же ребенок не делает попыток передвигаться, взрослый своими ладонями слегка подталкивает ступни его ног, вызывая желание оттолкнуться.
Чтобы формировать движения, подготавливающие ребенка к ходьбе, с 4—5 мес. взрослый берет его одной рукой под грудь, а другой под ягодицы, слегка опускает и приподнимает так, чтобы ребенок касался и отталкивался от опоры (потанцовывание). С 5—б мес. ребенка, поддерживая под мышки, ставят на ноги (на 3—4 с), чтобы он твердо опирался выпрямленными ногами о поверхность. Развитию основных движений помогают занятия гимнастикой, проведение массажа.
Закаливание. Каждые 2 мес. продолжительность воздушной ванны увеличивается на 3—5 мин при температуре воздуха в помещении 21—22°С. После пробуждения от сна детей умывают теплой водой (28—29°С). С 4 мес. начинают снижать температуру воды через день на 1—2°, доводя ее до 22—20°С. Постепенное снижение температуры воды способствует закаливанию.
Полезны ежедневные обливания ребенка с 3 мес, которые проводят в любое время года. Воду (35—36°С) льют сначала на спину, а потом на грудь, проводят обливание в течение 1 мин. Через неделю, когда ребенок привыкнет к этой процедуре, температура воды снижается через день на 1° и доводится до 28°С. После обливания ребенка вытирают мягким полотенцем и одновременно делают ему легкий массаж, что улучшает кожное кровообращение. Вытирая ноги, делают движение от пальцев к бедру, вытирая руки — от пальцев к предплечью. Туловище вытирают круговыми движениями.
Если ребенок недавно болел, то в течение 1—2 недель вместо общего обливания рекомендуется делать общее влажное обтирание мягкой варежкой, смоченной водой (35—36°С). Затем быстро вытирают кожу насухо, сочетая вытирание с легким массажем. Полезно и ежедневное купание перед ночным сном.