Воспитание детей от 2,5—3 до 5—6 мес.
В этом возрасте особое значение имеет дальнейшее сенсорное развитие — совершенствование слуховых и зрительных дифференцировок (умения отыскивать источник звука, отличать близких людей от незнакомых и др.), а также формирование действий с предметами (умения брать игрушку из рук взрослого, из разных положений, действовать с нею).Необходимо способствовать возникновению подготовительных этапов речи — гуления и лепета, продолжать формировать двигательную активность (переворачивание со спины на живот и обратно, подползание).
Продолжается развитие эмоциональной активности ребенка при действиях с предметами и в процессе общения со взрослым.
Физическое воспитание детей от 2,5—3 до 5—6 мес.
Организация режима и режимных процессов. Постоянное соблюдение режима дня способствует тому, что уже с 2,5—3 мес. дети, уложенные своевременно спать, быстро засыпают, сами просыпаются к моменту кормления, их бодрствование проходит активно, на положительно-эмоциональном фоне.
У детей быстро нарастает работоспособность нервной системы, что приводит к необходимости изменения режима дня. Количество кормлений уменьшается до 6 раз в сутки, бодрствовать дети могут уже до 1,5 ч, к 5—6 мес.— до 2 ч, а длительность дневных отрезков сна к 6 мес. сокращается с 2 до 1,5 ч. Если ребенок 2,5—3 мес, не утомляясь, бодрствует 1,5 ч, его нужно перевести на 6-разовое кормление с перерывами в 3,5 ч. В связи с этим период бодрствования увеличивается, поэтому ребенка следует укладывать не через 1,5 ч после пробуждения, а несколько позже — при появлении первых признаков утомления.
В этом возрасте сохраняется та же последовательность режимных процессов: сон, кормление, бодрствование.
Распределение сна, кормления, бодрствования может быть следующим:
- часы сна: 7.30—9.30, 11.00—13.00, 14.30—16.30, 18.00—20.00, 21.00—6.00;
- часы кормления: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00, 23.30 или 3.00;
- часы бодрствования: 6—7.30, 9.30—11.00, 13.00—14.30, 16.30— 18.00, 20.00—21.00.
Для того чтобы сформировалось положительное отношение ко всем процессам режима, необходимо, чтобы кормление, укладывание спать, приучение к опрятности проводилось не только в определенное время, но и совпадало с потребностями ребенка.
С 4—5 мес. у ребенка можно воспитывать навык опрятности: если он встает после сна сухим, следует подержать его над горшком, стремясь вызвать соответствующую реакцию.
Кормление. В детском учреждении и семье приемы кормления должны быть одинаковыми. Кормят ребенка на руках у взрослого. При искусственном вскармливании сохраняют позу как при кормлении грудью — это будет способствовать закреплению у ребенка положительного отношения к процессу кормления. С 4—4,5 мес. следует начинать приучать ребенка к различной по вкусу и консистенции пище в соответствии с нормами питания для детей данного возраста.