Музыкальное развитие детей четвертого года жизни
Воспитывать отзывчивость на музыку разного характеру, желание слушать ее, замечать изменения в звучании, различать звуки по высоте, тембр 2—3 музыкальных инструментов (детских), передавать разный ритм (шаг и бег), узнавать знакомые песни и пьесы; формировать протяжность звучания, навыки чистого интонирования несложных песен, коллективного пения, развивать согласованность движений и музыки при освоении детьми несложных гимнастических, танцевальных, образных движений.
I квартал
Слушание музыки. Учить детей воспринимать контрастное настроение песен и инструментальной пьесы («Праздничная» Л. Сидельникова; «Осенняя песенка» Ан. Александрова; «Моя лошадка» А. Гречанинова); говорить, о чем поется в песне, о чем исполняемая пьеса; различать тембр звучания музыкальных игрушек (например, барабан, погремушка, бубен).
Пение. Формировать умение петь бодро, подвижно («Праздничная» Т. Попатенко), напевно, ласково; правильно выговаривать слова («Ладушки», рус. нар. песня, обраб. Г. Фрида; «Зайка», рус. нар. мелодия, обраб. Г. Лобачева), подвижно («Дождик», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Попатенко).
Музыкально-ритмические движения. Учить детей маршировать с флажком по кругу всем вместе и индивидуально, меняя движение соответственно куплетной форме («Флажок» М. Красева), осваивать ритм ходьбы («Веселей шагай» Е. Тиличеевой), бега («Кто хочет побегать», лит. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкаревой), применять знакомые танцевальные движения, чувствовать окончание пьесы («Игра с погремушками», рус. нар. мелодия, обраб. А. Быканова). Учить различать высокое и низкое звучание и соответственно действовать («Птица и птенчики», «Трубы и барабан» Е. Тиличеевой), отмечать в движениях двухчастную форму («Гулять, отдыхать» ?. Красева), передавать характерные движения игровых образов («Цок, цок, лошадки» Е. Тиличеевой; «Кошка и котята» М. Раухвергера); кружиться в парах, притопывать одной ногой, отмечать окончание пьесы («Подружились» Т. Вилькорейской), в пляске поочередно сменять движения («Пальчики-ручки», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера).
II квартал
Слушание музыки. Развивать умение различать контрастные по настроению произведения, запоминать их («Колыбельная» К. Молдобасанова; «Елочка» М. Красева; «Петрушки» В. Карасевой), различать по тембру музыкальные игрушки и детские инструменты (погремушка, металлофон, триола, треугольник).
Пение. Учить петь в сопровождении фортепиано напевно, в одном темпе («Зима» В. Карасевой), весело, подвижно («Дед Мороз» А. Филиппенко; «Мы — солдаты» Ю. Слонова), протяжно, ласково («Очень любим маму» Ю. Слонова; «Пирожки» А. Филиппенко), отчетливо, правильно выговаривая слова.
Музыкально-ритмические движения. Развивать умение ритмично ходить и бегать, сочетая эти движения с характером частей пьесы («Пройдем в воротики» Э. Парлова и Т. Ломовой), точно отмечать сменой движений двухчастную форму музыкальной пьесы («Игра с куклой» В. Карасевой; «Игра с матрешками», рус. нар. мелодия; «Прятки»), передавать характерные особенности игровых персонажей («Зайцы и медведь» Т. Попатенко), высокие и низкие интонации (игра «Чей домик?» Е. Тиличеевой), менять движения на запев и припев, передавая характер веселого танца («Сапожки», рус. нар. песня, обраб. Т. Ломовой).
III квартал
Слушание музыки. Учить детей воспринимать контрастные по содержанию пьесы, передающие настроение бодрое («Пионеры идут» В. Жубин- ской), задорное («Будем кувыркаться» И. Саца), грустное («Дождь идет» И. Аросева), изобразительность в музыке («Воробей» А. Руббаха), узнавать знакомые пьесы и песни.
Пение. Приучать петь бодро, подвижно («Флажки», «Самолет» - Е. Тиличеевой), напевно, протяжно («Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой; «Цыплята» А. Филиппенко), весело, подвижно («Машина» Т. Попатенко; «Игра в лошадки» А. Кишко), не отставая и не опережая друг друга, смягчая концы фраз.
Музыкально-ритмические движения. Развивать умение отмечать в движении тихое и громкое звучание («Тихие и громкие звоночки» Е. Тиличеевой), высокое и низкое («Игра с колокольчиками» Т. Ломовой), четко, ритмично двигаться с флажками, точно отмечая начало и окончание каждой части («Упражнение с флажками», латв. нар. мелодия), передавать игровые действия в связи с музыкой, отмечать контрастные части («Поезд» Н. Мет- лова; «Найди игрушку» Р. Рустамова), передавать образные движения («Кошечка» Т. Ломовой; «Автомобиль» М. Раухвергера), выполнять танцевальные движения с куклами, передавая их друг другу («Танец с куклами», укр. нар. мелодия, обраб. Н. Лысенко), двигаясь парами («Потанцуем вместе», рус. нар. песня, обраб. Т. Ломовой).
IV квартал
Закреплять умение петь совместно со взрослыми знакомые песни, водить хороводы, слушать музыку в исполнении старших детей, в грамзаписи, участвовать в играх («Дождик», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Попатенко; «Топ-топ-топоток» В. Жубинской).