Занятия с детьми четвертого года жизни изобразительным искусством
Воспитывать у детей желание выбирать и рассматривать понравившиеся картинки, иллюстрации, образные игрушки; формировать умение эмоционально воспринимать контрастные изображения. Развивать формообразующие движения для передачи образов, предметов, явлений. Осваивать технические навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации (закрашивание карандашом, краской; лепка из частей; наклеивание).
I квартал
Ознакомление с изобразительным искусством. Вызывать у детей эмоциональный отклик при восприятии картины, иллюстрации, игрушки.
Рисование. Учить передавать образы предметов и явлений окружающего ритмом мазков, линий (на дереве осенние листья, они падают, устилают землю разноцветным ковром). Научить детей рисовать предметы округлой формы (большие и маленькие), проводить линии в разных направлениях (дерево, солнышко), разной ширины (ленточки широкие, ниточки для воздушных шаров тонкие).
Учить детей правильно держать карандаш и кисть, не слишком сильно их сжимать; аккуратно набирать краску, свободно и уверенно вести по бумаге карандашом или кистью без лишнего нажима; вести кистью только по ворсу; набирать достаточно краски, лишнюю отжимать о край баночки, промывать кисть, осушать, прикладывая ее к тряпке.
Лепка. Учить лепить формы знакомых предметов, ритмично раскатывать комки глины между ладонями круговыми, продольными движениями, свертывать полученную форму в виде кольца (угощения для кукол, пирамидки, колечки).
Формировать умение аккуратно пользоваться глиной, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке.
Аппликация. Учить детей раскладывать готовые формы (круги и квадраты) на полосе, чередуя их по цвету, и наклеивать; наклеивать простейшие картинки (мячи, грибок, домик, птичку).
Формировать умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы на клеенке.
II квартал
Ознакомление с изобразительным искусством. Учить детей понимать содержание картины, узнавать образы персонажей в игрушке, иллюстрации, рассказывать о них.
Рисование. Учить путем сочетания округлой формы с прямыми линиями, мазками передавать образы предметов, явлений окружающего; замечать выразительность образа (светит солнышко в окошко, колобок катится и смеется и т. д.), располагать изображения на листе.
Научить детей различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный; некоторые оттенки: розовый, голубой и т. д.; использовать в рисунке выразительные свойства цвета; выбирать понравившийся цвет среди остальных.
Лепка. Продолжать учить раскатывать комки глины круговыми, продольными движениями, сочетать их при изображении предметов, персонажей, расплющивать- комок глины, замечать разнообразие форм.
Аппликация. Учить детей составлять узоры на полосе, квадрате, круге, чередуя по цвету готовые формы (круги, квадраты, цветы, листья); составлять и наклеивать изображения из 2—3 частей, располагая их на листе.
III квартал
Ознакомление с изобразительным искусством. Побуждать детей замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрациях, народной игрушке (матрешка, филимоновская, дымковская игрушка). Продолжать учить рассматривать сюжетные картинки, называть действия персонажей, замечать цвет и форму.
Рисование. Учить передавать образы окружающей действительности, используя прямоугольные формы; изображать предметы, состоящие из округлых и прямоугольных форм (кубики, разноцветные вагончики, праздничные флажки, тележки), использовать выразительность цвета в рисунке; подбирать цвет, соответствующий отдельным предметам (красные флажки, зеленая елка); украшать мазками, полосками, кольцами силуэты вырезанных из бумаги форм (платье, сарафан, платок). Развивать чувство цвета.
Формировать умение принимать участие в создании коллективных композиций: на лугу цыплята.
Лепка. Учить лепить фигуры персонажей, состоящие из нескольких частей разной формы (неваляшка, куколка, птичка); лепить фигурки по типу народных игрушек (матрешка); защипывать края формы кончиками пальцев для передачи характерных признаков образа.
Аппликация. Упражнять детей в составлении узоров из готовых форм: побуждать изображать предметы прямоугольной, округлой формы (тележка, домик, вагончик и др.); составлять простейшие композиции из предметов (елочка рядом с домиком, скворечник, поезд из вагончиков и др.).
IV квартал
Побуждать детей рисовать по своему желанию картинки, игрушки. Учить самостоятельно выполнять рисунки, лепку, аппликацию по замыслу; выполнять работы коллективно (цветы на лугу, бабочки летают, веселый поезд и др.); побуждать использовать умения, полученные на занятиях.