Художественная литература для детей четвертого года жизни
Воспитывать желание слушать и эмоционально воспринимать сказки, рассказы, стихотворения, следить за развитием действия в художественных произведениях. Развивать умение воспроизводить несложные сказки, рассказы, не искажая их смысла, принимать участие в совместном с воспитателем пересказе, повторять за ним отдельные фразы художественного текста. Эмоционально, четко произносить короткие стихотворения, потешки.
I квартал
Чтение и рассказывание детям. Учить слушать, понимать содержание сказки, запоминать образные слова («Три медведя» Л. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», рус. нар. сказка).
Учить воспринимать интонационные оттенки в исполнении, в передаче характера персонажей («Игрушки» А. Барто; «Мой мишка» 3. Александровой).
Выразительное чтение. Научить произносить потешки, стихотворения осмысленно, не спеша, четко выговаривая звуки1 («Зайчишка-трусишка, «Ранним-рано...»); учить передавать в исполнении свое отношение к персонажу — бережное («Лошадка» А. Барто), к событиям — радость, восхищение («Смотрите, весь город украшен» О. Высотской).
II квартал
Чтение и рассказывание детям. Учить эмоционально воспринимать содержание и некоторые элементы художественной формы: рифму, ритмичность речи, различать прозаическую и стихотворную речь («Маша и медведь», рус. нар. сказка; «Перчатки», пер. С. Маршака; «Мойдодыр» К- Чуковского; «Машенька» А. Барто).
Выразительное чтение. Учить читать наизусть, эмоционально, передавать в интонации свое отношение к содержанию: радость, недоумение («Обновки» П. Воронько), читать весело («Мамин день» Е. Благининой).
III квартал
Чтение и рассказывание детям. Продолжать учить эмоционально воспринимать сюжет, сопереживать персонажам, замечать некоторые . особенности сказочного повествования: повторы (рус. нар. сказки «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зернышко», «Козлятки и волк»; укр. нар. сказка «Коза-дереза»).
Учить различать стихотворения («Мяч», «Кто колечко найдет» С. Маршака) и прозу («Чьи башмачки» Н. Павловой); понимать, что в художественных произведениях могут быть отражены разные жизненные явления: праздник («Май» С. Капутикян), смешные и серьезные эпизоды из жизни детей.
Выразительное чтение. Научить читать наизусть эмоционально, осмысленно, выразительно, соблюдать логические ударения, ясно произносить слова, передавать ритм народной потешки («Кисонь- ка-мурысенька»), рифму стиха («Мой конь» М. Кло- ковой); передавать интонацией радость, восторг («Флажок» А. Барто).
IV квартал
Чтение и рассказывание детям. Закреплять умение ориентироваться в знакомых произведениях, узнавать их по картинкам, отвечать на вопросы по содержанию.
Выразительное чтение. Закреплять умение выразительно исполнять знакомые потешки, стихотворения.