Развитие элементарных математических представлений у детей четвертого года жизни
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп по количеству входящих в них предметов.
I квартал
Количество. Учить детей составлять группу из отдельных предметов в соответствии с предложенным образцом, выделять один предмет из группы, различать «много» и «один»; находить, каких предметов в комнате много, какой — один.
Величина. Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине, пользуясь словами: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине). При определении размера предмета учить пользоваться приемами наложения и приложения, сравнивая (соизмеряя предметы по выделенному признаку).
Геометрические фигуры. Учить различать и называть круг и .квадрат. Учить приемам их обследования осязательно-двигательным и зрительным путем.
Ориентировка в пространстве. Учить различать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо.
Ориентировка во времени. Учить различать и называть день, ночь, утро, вечер.
II квартал
Количество. Учить детей различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой или подкладывая один предмет под другим.
Учить понимать и использовать в речи слова: столько—сколько, поровну, больше, меньше; понимать значение вопроса «сколько?»
Величина. Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по высоте и толщине, обозначая результаты сравнения словами: выше, ниже, одинаковые (равные по высоте); толще, тоньше, одинаковые (равные по толщине).
Научить сравнивать предметы по длине и ширине, пользуясь приемами наложения и приложения. При определении размера предмета сравнивать (соизмерять) предметы по заданному признаку.
Геометрические фигуры. Учить различать и называть следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; учить приемам их обследования осязательно-двигательным и зрительным путем.
Ориентировка в пространстве. Учить определять направление от себя: вперед (впереди), назад (сзади), направо (справа), налево (слева), вверх (вверху), вниз (внизу).
Ориентировка во времени. Продолжать учить детей различать и называть день, ночь, утро, вечер.
III квартал
Количество. Научить детей пользоваться приемами наложения и приложения одной группы предметов к предметам другой группы, определяя равенство или неравенство этих групп по количеству. Научить понимать значение вопроса «сколько?» и правильно отвечать на него.
Величина. Научить сравнивать предметы (контрастных и одинаковых размеров) по величине, пользуясь словами: больше, меньше, одинаковые (равные по величине); сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, пользуясь приемами наложения и приложения.
Геометрические фигуры. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.
Ориентировка в пространстве. Упражнять детей в пространственных ориентировках от себя: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.
Ориентировка во времени. Формировать умение различать отрезки суток (утро, вечер, день, ночь).
IV квартал
Занятия по обучению математике в IV квартале не проводятся. В повседневной жизни детей закреплять полученные ими на занятиях знания и умения (в играх, игровых упражнениях, на прогулке).