Формирование представлений о природе и развитие речи у детей четвертого года жизни
Формирование представлений о природе
Растительный мир. Учить различать по назначению, вкусу, цвету, величине и форме морковь, огурец, помидор, редьку, лук, яблоко, лимон, сливу, грушу; называть их характерные признаки.
Ознакомить со строением наземной части травянистых растений. Учить различать и называть стебель, листья, цветы. Знакомить со строением деревьев (ствол, ветки, листья или иголки).
Животный мир. Расширять знания детей о домашних и диких животных (кошка, собака, корова, овца, коза, заяц, лисица, медведь) и их детенышах, об обитателях уголка природы (рыбы, птица). Учить выделять и называть основные части тела, выделять отличительные особенности животных: чем они питаются, как передвигаются и какие звуки издают. Знать, что взрослые животные большие, а детеныши — маленькие.
Развитие речи
Воспитание звуковой культуры речи. Учить правильно и четко произносить все гласные звуки, согласные м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, з, ц. Развивать артикуляционный аппарат и готовить его к правильному произношению шипящих звуков. Формировать четкое произношение слов, умение вслушиваться в их звучание, слышать отдельные звуки в словах; развивать слуховое восприятие. Учить отвечать на занятиях и в повседневном общении достаточно громко, не торопясь, правильно пользоваться интонацией; протяжно и плавно производить выдох через рот. Знакомить с терминами «слово», «звук».
Формирование грамматического строя речи. Учить грамматически правильно изменять названия знакомых предметов и игрушек, образовывая отдельные трудные формы слов (лошадок, ленточек, матрешек и т. д.). В играх с предметами и картинками упражнять в правильном согласовании слов в роде, числе, падеже, понимании и употреблении предлогов. Учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе (утка—утки, утенок—утята).
Словарная работа. На основе расширения представлений и знаний увеличивать запас слов. Вводить в словарь детей слова, обозначающие качества и свойства предметов (величину, цвет). При рассматривании картин, игрушек предметов домашнего обихода учить детей правильно называть все действия, предметы и явления, их признаки, качества. Формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда, мебель).
Развитие связной речи. Учить детей слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на его вопросы; воспроизводить хорошо знакомые сказки и короткие рассказы; отвечать на вопросы по содержанию картины и при описании игрушки; составлять короткие рассказы по ним (2—3 предложения).