Дидактические и сюжетно-ролевые игры детей четвертого года жизни
Поддерживать у детей бодрое, радостное настроение, побуждать к активной деятельности, развивать самостоятельность в выборе игры, осуществлении задуманного.
В процессе игр с разными игрушками, природным и строительным материалом развивать у детей интерес к окружающему, пытливость, стремление узнавать свойства предметов и природных материалов, с которыми они играют, побуждать сравнивать, различать, называть их. Развивать в игре разговорную речь, обогащать словарь.
Формировать умение играть рядом, поддерживать и укреплять кратковременные формы игрового взаимодействия. Помогать детям объединяться в маленькие группки (по 2—3), основанные на интересе к деятельности, личных симпатиях. Приучать к соблюдению в процессе игры элементарных правил поведения.
Сюжетно-ролевые игры. Учить детей принимать участие в совместных с воспитателем играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян; «Мой мишка» З. Александровой; «Айболит» К- Чуковского). Научить детей выполнению игровых действий, связанных между собой и объединенных обобщенным названием действия (лечить — ставить градусник, делать укол, смазывать рану йодом; кормить — накрыть на стол, повязать салфетку, кормить супом, поить компотом); формировать простейшие образно-выразительные умения при исполнении роли (лягушка скачет, мышка бежит мелкими шажками и т. п.).
Побуждать к использованию в самостоятельных играх сюжетов, усвоенных в совместной с воспитателем деятельности, поощрять включение в них новых действий из личного опыта.
Научить детей выполнять роли в совместной со сверстниками игре, в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер — пассажир, мама — дочка, врач — больной), в индивидуальных играх с партнерами-игрушками (куклы, мишки, зайцы), стремиться оживлять их, выполняя роль поочередно (за себя, за куклу).
Учить детей в совместных с воспитателем играх выполнять подчиненную роль, а позднее при помощи воспитателя — главную.
Поощрять попытки детей к подбору атрибутов для той или иной роли, дополнению игровой обстановки недостающими предметами, игрушками.
Побуждать к использованию в игре предметов- заместителей (палочка-градусник, ложка-кубик и т. п.), сооружению из строительного материала постройки для игры.
Учить использовать крупный и настольный строительный и природный материал (песок, снег, вода) с целью создания построек для игры (мост, дорога, домик, горка).
Подвижные игры. Поощрять игры с лошадками, с мячами, шарами, развивать ловкость движений (катание мячей, перекатывание их друг другу, прокатывание через ворота, сбивание подвесных кеглей деревянными шарами).
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве (не мешать другим, двигаться до определенного места, в определенном направлении).
Дидактические игры. Воспитывать интерес к играм с дидактическими игрушками.
Учить детей сравнивать и подбирать предметы по цвету и по величине (большие и маленькие шарики 2—3 цветов); прокатывать шарики через ворота одинаковой с ними окраски или подходящего размера; собирать башенку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец; в играх с разрезными картинками, изображающими знакомые предметы, собирать картинки из 4—6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.).
Музыкально-дидактические игры. Учить детей различать и передавать высокие и низкие интонации (кошка—котенок, птица—птенчики) и соответственно действовать в игре; различать по тембру детские музыкальные игрушки (труба, барабан); различать тихое и громкое звучание музыки и соответственно звенеть погремушкой.