Психическое и физическое развитие детей четвертого года жизни
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.
В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
У детей повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам художественной формы — ритму, рифме. Дети различают поэтический и прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.
Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыкальных произведений (веселое, спокойное), узнают знакомые песни и пьесы, называют их. Дети различают звуки по высоте (в пределах сексты), тембры музыкальных инструментов (высокий, низкий и средний регистры). На четвертом году жизни дети хорошо подстраиваются к голосу педагога, начинают петь протяжно. Они могут передать в движении ритм ходьбы и бега, яркие динамические и темповые изменения, двухчастную форму пьесы.
Достижения в психическом развитии ребенка (особенно овладение намеренными действиями) создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Несмотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми у детей начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий), в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем.
Дети обнаруживают повышенную чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих. Они легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников и взрослых.