Музыкальное развитие детей пятого года жизни (II квартал)
Слушание музыки. Учить детей различать образы в программной музыке: воспринимать и отличать изобразительные элементы, передающие образ веселой игрушки («Петрушка» И. Брамса); оживленный, подвижный характер песни («Мы по городу идем» А. Островского); сдержанные, чуть печальные интонации («Баю-бай» В. Витлина); образ танцующей куклы («Танец куклы» К. Молдобасанова); программный характер пьес («Чемпион по прыжкам» Д. Кабалевского).
Пение. Учить петь протяжно, ласково («Елочка» М. Красева; «Кукла» М. Старокадомского), радостно («Дед Мороз» А. Филиппенко), весело, легко, в темпе польки («Мы запели песенку» Р. Рустамова), отчетливо выговаривая слова («Паровоз» З. Компанейца).
Музыкально-ритмические движения. Упражнения: формировать умения легко бегать, точно останавливаясь по окончании пьесы («Пьеса» В. Герчик); исполнять плавные приседания и легкие подскоки, передавая динамические оттенки (тихо — громко) («Пружинка», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой); точно исполнять элемент народной пляски — выставление ноги вперед на пятку («Ах вы, сени», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера); выразительно передавать игровой образ («Игра с водой», франц. нар. Мелодия).
Игры и хороводы. Учить изменять характер движения на различные части пьесы — легкий бег, игра с погремушкой («Игра с погремушками» Ф. Фло- това); различать динамику звучания и передавать ее в движении («Тише — громче в бубен бей» Е. Тиличеевой).
Пляски. Учить двигаться легко, изящно, меняя характер движений в соответствии с двухчастной формой («Пляска с султанчиками», укр. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера); двигаться в соответствии с характером музыки («Парная пляска» Е. Тиличеевой).
Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей слушать пьесы в исполнении взрослых на металлофонах и треугольниках в сопровождении фортепиано («Пусть всегда будет солнце!» А. Островского); побуждать использовать в своих играх, плясках погремушки, колокольчики, бубны, исполняя простейшие ритмические рисунки.