Музыкальное развитие детей пятого года жизни (I квартал)
Воспитывать отзывчивость, интерес к музыке, желание слушать ее, эмоционально воспринимать и запоминать прослушанные музыкальные произведения. Обогащать музыкальные впечатления, развивать музыкальные способности, умение различать звуки по высоте и длительности, чувствовать изменения в характере двухчастного произведения.
Формировать простейшие исполнительские навыки: естественное, достаточно чистое звучание певческого голоса в сопровождении фортепиано; ритмичные движения под музыку разного характера, танцевальные и игровые импровизации; элементарные приемы игры на детских музыкальных инструментах.
Слушание музыки. Учить детей различать эмоциональное содержание, характер музыкальных произведений: воспринимать и различать пьесы веселого, радостного характера («Вот он, праздник Октября» Г. Попатенко), пляску («Ах ты, береза», рус. нар. песня, обраб. М. Раухвергера), нежного, спокойного («Колыбельная» В. Агафонникова; «Первый вальс» Д. Кабалевского), веселого игрового характера («Скакалка» А. Хачатуряна), грустного («Скучаем», обраб. Янковского).
Пение. Учить петь напевно, весело («Октябрьская» Н. Фоменко), очень ласково, певуче («Петушок» М. Матвеева), спокойно, напевно («Осень» И. Кишко), легко, подвижно («Дождик», рус. нар. песня, обраб. Т. Попатенко), отчетливо, точно выполняя ритм («Барабанщик» М. Красева).
Музыкально-ритмические движения.
Упражнения: формировать умения ходить ритмично («Марш» Е. Тиличеевой), легко бегать («Экосез» И. Гуммеля); подвижно и ритмично скакать («Подпрыгивание» М. Сатулиной); менять движения в соответствии с частями пьесы, бегать и кружиться («Вертушки», укр. нар. песня, обраб. Я. Степового).
Игры и хороводы. Учить инсценировать песню совместно с воспитателем («Огородная-хоровод- ная» Б. Можжевелова); передавать различные по характеру музыкальные образы («Ах вы, сени», рус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Марш» Э. Парло- ва; «Барабанщики» Д. Кабалевского; «Колыбельная» С. Левидова; «Ну-ка, угадай-ка» Е. Тиличеевой).
Плоски. Формировать умение двигаться парами легко ? свободно, менять движения на вторую часть пьесы («Пляска парами», лит. нар. мелодия, обраб. Т. Попатенко); инсценировать текст песни в движениях («Праздничная пляска» М. Красева).
Игра на детских музыкальных инструментах. Учить слушать пьесу, исполняемую взрослыми на детских музыкальных инструментах — духовой гармони, бубне («Экосез» Ф. Шуберта); побуждать применять в своих играх погремушки, колокольчики, барабанчики, бубны.