Художественная литература для детей пятого года жизни
I квартал
Чтение и рассказывание детям. Учить эмоционально воспринимать художественные произведения, чувствовать их характер, авторскую интонацию; различать жанр сказки и рассказа («Лисичка со скалочкой», рус. нар. сказка, обраб. И. Карнауховой), различать стихотворный и прозаический текст («Усатый-полосатый» С. Маршака; «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева). Учить высказывать свое отношение к художественным произведениям.
Выразительное чтение и пересказывание. Учить разнообразить интонацию в соответствии с содержанием при чтении наизусть потешек и стихотворений, осмысленно запоминать их («Расти, коса», «Кораблик» А. Барто; «Пчела» А. Осмонова). Учить сохранять последовательность сюжета при пересказывании знакомых сказок, передавать характер персонажей (волк злой, козлята напуганные, жалкие — «Волк и козлята»).
II квартал
Чтение и рассказывание детям. Знакомить детей с художественными произведениями разной тематики. Учить эстетически воспринимать сказки, соотносить окружающую действительность с художественным текстом («Что я видел» Б. Житкова — первые главы «Москва»), Учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей (добрый, честный, злой, жадный — «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского); оценивать поступки героев, сопоставлять содержание рассказов, сказок с их названием.
Выразительное чтение и пересказывание. Научить выразительно передавать разный характер поэтических произведений: задушевность, лиризм, («Новый год» М. Джангазиева; «Елка» Е. Трутневой), юмор («Где мой пальчик?» Н. Саконской).
Воспроизводить авторские слова, выражения в процессе пересказа («Как лошадка зверей катала» Е. Чарушина; «Рукавичка», укр. нар. сказка, пер. Е. Благининой).
III квартал
Чтение и рассказывание детям. Учить воспринимать средства художественной выразительности произведений: замечать особенности построения повествования (зачин, повторы, концовка — в стихотворении К. Акаева «Жеребенок»), видеть выразительные средства языка (эпитеты, сравнения — «Два жадных медвежонка», венг. нар. сказка, обраб. А. Краснова и В. Важдаева; «Красная Шапочка» Ш. Перро, пересказ с франц. С. Маршака).
Выразительное чтение и пересказывание. Учить пользоваться логическими ударениями, паузами, интонационно разнообразно передавать поэтический текст в зависимости от содержания и характера его раскрытия: юмор, радость, игровое начало («Хотите прокатиться» Т. Кожомбердиева; «Трав- ка-муравка», «Солнышко-ведрышко», нар. песенки и потешки), торжественность, приподнятость («Флажок» Е. Благининой), лиризм, любование («Колокольчик», «Одуванчик» Е. Серовой; «Ранней весной» А. Прокофьева).
Учить эмоционально выражать свое отношение к содержанию текста, к персонажам, их поступкам при пересказывании знакомых произведений («Бишка» К. Ушинского), в сотворчестве с воспитателем придумывать собственное начало рассказа по картинке.
IV квартал
Закреплять навыки слушания, рассказывания сказок, рассказов, чтения наизусть стихотворений; знакомить детей с художественными произведениями в основном вне занятий.