Развитие элементарных математических представлений у детей пятого года жизни
Формировать представление о числах в пределах 5.
I квартал
Количество и счет. Учить детей считать предметы в пределах 3, пользуясь правильными приемами: а) называть последовательно числительные, соотнося их с пересчитываемыми предметами, расположенными в ряд; б) согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным, относить последнее из названных числительных ко всей группе (например, «Всего три мяча»). Познакомить с цифрами до 3.
Упражнять в сравнении двух групп предметов («Один, два — всего два гриба»; «Один, два, три — всего три зайчика»; «Три больше, а два меньше»). Учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет (или убирать из большей группы предмет) и устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов («Здесь три морковки, а здесь три грибка; морковок и грибков поровну»).
Величина. Продолжать учить детей сравнивать (соизмерять) предметы по длине, ширине, высоте, толщине путем прикладывания их друг к другу.
Геометрические фигуры. Упражнять в различении и назывании предметов круглой, квадратной, треугольной формы. Познакомить с прямоугольником. Учить различать и называть геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.
Ориентировка в пространстве. Продолжать учить определять направление от себя, вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево.
Ориентировка во времени. Уточнить представление детей о частях суток: день, ночь, утро, вечер.
II квартал
Количество и счет. Учить детей считать предметы в пределах 5, пользуясь правильными приемами: а) называть последовательно числительные, соотнося их с пересчитываемыми предметами, расположенными в ряд; б) согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; в) относить последнее из названных числительных ко всей группе (например, «Всего четыре мяча»), познакомить с цифрами до 5.
Учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечая на вопросы «Сколько всего? Который? Какой по счету?»
Упражнять в сравнении двух групп предметов («Один, два, три — всего три гриба», «Один, два, три, четыре — всего четыре зайчика», «Четыре больше, а три меньше»). Учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет (или убирать из большей группы предмет) и устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов («Здесь пять морковок, а здесь пять грибков; морковок и грибков поровну»).
Учить отсчитывать предметы по образцу или наз ванному числу («Отсчитай столько же ложек, сколько у меня тарелок», «Отсчитай и принеси столько грибков, сколько кружков на этой карточке», «Отсчитай три утки, пять уток»).
Величина. Учить сравнивать (соизмерять) два предмета с помощью третьего — условной меры.
Геометрические фигуры. Учить различать и называть геометрические тела: куб, шар, цилиндр. Упражнять в обследовании формы предметов осязательно-двигательным и зрительным путем.
Ориентировка в пространстве. Учить обозначать словами положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди — стол, позади — шкаф; справа — дверь, слева — окно; вверху — потолок, внизу — пол; далеко — стена, а близко — стул).
Ориентировка во времени. Учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться этими словами.
III квартал
Количество и счет. Научить считать предметы в пределах 5. Научить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и различна форма их расположения.
Величина. Научить соизмерять два предмета с помощью третьего — условной меры. Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине (например, самая широкая, уже, еще уже, самая узкая).
Геометрические фигуры. Сформировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров (большой круг — маленький круг, большой цилиндр — маленький цилиндр и т. д.).
Ориентировка в пространстве. Учить детей двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз).
Ориентировка во времени. Научиться пользоваться словами вчера, сегодня, завтра. Раскрыть на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно».
IV квартал
Занятия по обучению математике не проводятся.
В повседневной жизни детей закреплять полученные ими знания и умения (в играх, игровых упражнениях, на прогулке).