Формирование представлении о природе у детей пятого года жизни
Живая природа
I квартал
Растительный мир. Продолжать формировать представления об овощах и фруктах. Дети должны знать названия, характерные признаки окраски, формы, вкуса, способов употребления в пищу (в сыром, вареном, засоленном и сушеном виде) овощей (рекомендованные в I и II младших группах, а также капуста); плодоягодных культур (рекомендованные в I и II младших группах, а также персик, абрикос); знать, что овощи выращивают на огороде, фрукты — в саду.
Формировать представление о труде взрослых по выращиванию овощей и фруктов.
Животный мир. Сформировать представления о жизни и природных условиях таких диких животных, как белка, заяц, еж в осенне-зимний период (где живут, как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов).
II квартал
Растительный мир. Сформировать представления о выращивании растений из семян (последовательность роста, необходимые условия развития, уход); об отдельных условиях жизни и роста растений (растут в земле, их нужно поливать водой; чтобы земля была питательной, ее надо удобрять, менять).
Животный мир. Расширять знания о знакомых домашних животных и их детенышах. Дети должны уметь выделять и правильно характеризовать все части их тела и особенности поведения; знать, чем питаются, как передвигаются, какую приносят пользу, как человек заботится о них.
Познакомить с новыми домашними животными: лошадью, овцой, их жизнью и использованием в хозяйстве.
III квартал
Растительный мир. Уточнить и закрепить представления о строении растений. У деревьев один ствол, толстые и тонкие ветки, листья. У травянистых растений есть стебель, листья, цветы. Растения имеют под землей корни. Корнями растение удерживается в земле и впитывает из нее влагу и питательные вещества.
Животный мир. Расширять представления о диких животных (заяц, белка, еж), познакомить с их жизнью в природных условиях в весенне-летний период (особенности питания, линька, устройство жилищ, выращивание детенышей, забота родителей о них); показать отличие молодняка от взрослых во внешнем облике, поведении.
IV квартал
Растительный мир. Учить детей распознавать растения ближайшего окружения: по листьям, коре — деревья, кустарники, по цвету и; форме цвет ка — травянистые растения. Знакомить с лесными ягодами, грибами, с мухомором как несъедобным грибом, с местом произрастания растений (лес, парк, сквер, огород, сад). Учить запоминать названия знакомых растений.
Уточнять представления о выращивании овощей на огороде.
Животный мир. Уточнять представления о жизни знакомых домашних животных и о труде людей по уходу за ними в летний период (коровы, козы, овцы пасутся на лугу; люди косят траву, заготавливают сено и пр.). Учить различать животных ближайшего окружения, птиц, посещающих участок, бабочек, жуков, стрекоз.