Воспитание интереса и любви к родной стране у детей пятого года жизни
Воспитывать любовь к родным местам. Знакомить с тем, как изменяется и благоустраивается родной город, поселок, деревня (новый детский сад, школа, парк). Дети должны знать название своего города, деревни, улицы, на которой расположен детский сад. Формировать представление о том, что наша страна очень большая, самый большой и главный город — Москва; в Москве есть Красная площадь, Кремль.
Труд взрослых. Формировать общие представления о разных видах труда взрослых. Объяснить, что в процессе труда взрослые создают необходимые вещи, предметы. Дать знания о содержании труда повара, прачки, продавца, строителя, шофера и их основных трудовых действиях.
Учить выделять результат труда и его значимость. Познакомить с материалами, орудиями, инструментами, необходимыми для работы взрослых, с машинами (электромясорубка, картофелечистка, стиральная машина, весы), которые облегчают труд человека, ускоряют трудовой процесс и получение результата. Учить правильно называть некоторые профессии взрослых, знакомить с трудом родителей. Приучать детей проявлять внимание к тем, кто трудится, вызывать желание им помочь, доставить радость (подарком, стихотворением, рисунком).
Учить бережно относиться к игрушкам, книгам, замечать поломки и пытаться их исправить (обращаться за помощью к старшим, если возможно, исправлять самим).
Познакомить детей с трудом хлеборобов, воспитывать уважение к их труду и бережное отношение к хлебу.
Формировать представление о некоторых учреждениях (детский сад) и предприятиях (магазин); учить описывать, называть и понимать их назначение.
Средства связи и передвижения. Расширять и углублять знания о разных видах общественного транспорта (автобус, трамвай, поезд, самолет, грузовая машина), учить узнавать, называть, различать их по среде передвижения (наземный, воздушный, водный) и назначению (грузовой, пассажирский). Подвести детей к пониманию зависимости строения машины от назначения, характера груза (самосвал, панелевоз, молоковоз, фургон и др.).
Закрепить знания о строении грузовой машины. Учить выделять, называть основные части автобуса (двигатель, кузов-помещение для водителя и пассажиров, рама с колесами), некоторые детали оборудования кабины (руль, приборы, микрофон, зеркало) и салона для пассажиров (сиденья, касса-автомат). Дети должны знать, что машинами управляют специально обученные люди разных профессий: шоферы, водители, пилоты, машинисты, моряки, вертолетчики и др.
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дать знания о светофоре, о правилах поведения пешеходов на улице (ходить спокойным шагом, придерживаться правой стороны, переходить дорогу только по переходу при зеленом светофоре).
О предметах. Учить называть окружающие предметы и материалы, их разнообразные качества (форма, цвет). Ориентироваться в многообразии предметов одного вида (платья разного цвета, фасона, размера, из различного материала), совершенствовать умение группировать предметы по признакам (назначение, строение и др.) путем сравнения пар и групп предметов разных видов. Учить делать обобщения (одежда, обувь, мебель, игрушки и т. д.); дифференцировать предметы в пределах одного рода (посуда — чайная, столовая, кухонная). Привлекать внимание к эстетическим качествам предметов и обстановки (цвет стен, пола, занавеси; форма и окраска игрушек, мебели, предметов искусства, быта).