Развивающие игры для детей пятого года жизни
Развивать у детей интерес к различным видам игр и умение в них играть. Воспитывать способность самостоятельно занять себя игрой. Учить совместной деятельности в небольших группках (по 2—3 человека).
Сюжетно-ролевые игры. Привлекать детей к участию в совместных с воспитателем играх, которые включают в себя 2—3 роли, предусматривающие необходимость взаимодействия друг с другом (воспитатель, няня, дети). Учить называть, обозначать для других детей выполняемую роль; выполнять действия, подбирать предметы и атрибуты в соответствии с обозначенной ролью. Побуждать детей реализовывать в играх правила культурного поведения, доброжелательности, взаимопомощи и др.
Учить выполнять роль, используя предметы-заместители, самостоятельно подбирая их, выполнять игровые условные действия.
Приучать детей самостоятельно (без воспитателя) развивать несложные сюжеты («Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница»), содержащие 1—2 ситуации, используя при этом знания, полученные при ознакомлении с окружающим.
Побуждать детей с помощью воспитателя драматизировать литературные сюжеты, используя при этом художественно-образные выразительные средства (интонация, мимика, жест, поза, походка). Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и театральные куклы.
Формировать у детей умение при небольшой помощи взрослого выбирать удобное место для игры, организовывать игровую обстановку. Развивать умение использовать постройки из строительного материала в сюжетно-ролевой игре.
Подвижные игры. Поощрять самостоятельные игры с мячами, обручами, скакалками, способствовать их возникновению. Вовлекать детей в игры, требующие ловкости, быстроты, пространственной ориентировки, взаимосвязанных действий; учить подчиняться правилам игры, выполнению ответственных ролей.
К концу года дети должны знать несколько несложных подвижных игр, самостоятельно организовывать их с небольшой группой сверстников (подвижные игры: «Гуси», «Пастух и стадо», «Огуречик, огуречик», «Кегли», «Кольцеброс», «Школа мяча» и др.).
Привлекать детей к играм-забавам, организуемым на лужайке, в лесу, у воды и в воде (примерные игры: «Кто быстрее добежит до березы», «Кто дальше бросит камешек», «Цапли», «Карусель», «Футбол в воде» и др.). Приучать самостоятельно пользоваться качалками, качелями, раскачиваться без помощи взрослого.
Дидактические игры. Упражнять детей в определении с помощью слуха, зрения, осязания свойств предметов (размер, цвет), учить сравнивать их по внешним признакам, группировать предметы (посуда — чайная, столовая, кухонная; обувь — летняя, зимняя).
Учить сравнивать части предметов, отбирать одинаковые, располагать в порядке постепенного уменьшения или увеличения.
В ходе игр побуждать детей к активному решению познавательных задач, воспитывать сосредоточенность, внимание, настойчивость.
Музыкально-дидактические игры. Учить детей различать звуки по высоте, воспроизводить голосом высокие и низкие звуки, подражая различным животным (гусь — гусята, коза — козлята, ворон — воронята); исполнять на металлофоне изменяющийся ритм песни, повторяя его за воспитателем; различать по тембру голоса детей, участвующих в игре; передавать ритмичными ударами в бубен громкое и тихое звучание в соответствии с текстом песни.