Посещение семьи воспитателем
Работа с родителями включается в качестве обязательного раздела в план воспитательной работы. Планируются все ее формы: групповые собрания, доклады и беседы, консультации, посещения на дому, средства наглядной педагогической пропаганды (оформление стендов, уголков для родителей и т. п.). В плане обозначаются сроки, тематика групповых бесед и докладов, примерный график посещения семей (в течение года могут быть внесены уточнения), ведется учет работы с родителями, посещений, консультаций; фиксируются вопросы, заданные родителями. Анализ этих материалов поможет воспитателю глубже понять особенности поведения детей и обеспечить единый подход к ребенку, определить, опыт каких семей следует популяризировать, какие семьи нуждаются в помощи детского сада.
Воспитатель должен быть осведомлен об издаваемой педагогической литературе по вопросам воспитания детей раннего возраста в семье и рекомендовать ее родителям. В этом может помочь старший воспитатель детского учреждения. Полезно организовывать обсуждение книг, статей из журнала «Дошкольное воспитание» по вопросам воспитания детей раннего возраста.
Посещение семьи — обязательная и необходимая форма работы с родителями детей раннего возраста. Воспитатель по возможности должен посетить семьи в самом начале года. С родителями, дети которых только поступают в ясли-сад, надо до первого посещения ребенка договориться, в какое время лучше привести и забрать его, узнать о его умениях, привычках, вкусах, с тем чтобы учесть все это в первый же день. Даже если ребенок второго года посещал ясли (ясли-сад), новому воспитателю нужно познакомиться с ним дома. Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня и методах воспитания в детском саду, просит родителей придерживаться их и дома.
В течение года воспитатель повторно посещает семьи некоторых своих воспитанников, в первую очередь те семьи, в которых, по его мнению, ребенку не уделяется необходимого внимания, а также и те, в которых малыша излишне опекают, балуют. Если ребенок приходит в группу возбужденным или, напротив, вялым, воспитатель при посещении семьи выясняет, каков режим жизни ребенка дома, настоятельно советует, что надо изменить. В тех случаях, когда родители жалуются на то, что ребенок вечером долго не засыпает, не хочет ложиться спать, воспитатель выясняет, как проводит он вечернее время, рекомендует не перевозбуждать малыша перед укладыванием, обращает внимание взрослых членов семьи на то, что переход от бодрствования ко сну должен быть постепенным.
Надо повторно посетить и тех детей, которые часто болеют. При этом нередко выявляются причины легкоустранимые: ребенка чрезмерно кутают, комнату, где он находится, не проветривают. Понятно, что дети, привыкшие к таким тепличным условиям, легко простужаются.
Групповые родительские собрания проводятся один раз в 2—3 месяца. В год вполне достаточно 4—5 собраний для обсуждения наиболее важных психолого-педагогических и медицинских вопросов со всем составом родителей при условии систематического проведения индивидуальных (или с небольшими группами родителей) бесед, консультаций, при повседневном тесном контакте с членами семей воспитанников группы.