Формирование предпосылок изобразительной деятельности у детей
Дети очень рано проявляют интерес к рисованию, основанный на подражании действиям взрослых. Взрослые в свою очередь должны побуждать детей к пользованию карандашом, помогать узнавать образы в графических начертаниях.В часы самостоятельной деятельности воспитатель, собрав малышей около себя (от 1 г. 6 мес. до 2 лет), может показать, как можно рисовать карандашом, лепить из глины. Он показывает оставляемые карандашом следы на бумаге (штрихи, черточки, простейшие формы), рисует, сопровождая действие короткими, но яркими пояснениями: «Вот дождик капает: кап-кап»; «Зайчик прыгает: прыг-прыг» и т. д. Процесс этот будет намного интереснее, если ребенок увидит нарисованное воспитателем яркое цветовое пятно (желтый листочек, красное яблоко и т. д.). Чтобы цветовое пятно было заметно, надо рисовать на бумаге с определенным фоном.
Развитию интереса к рисованию способствует рассматривание картинок, изображений в книгах-игрушках. Картинки должны быть контрастного содержания: если на одной изображено яркое солнце, то на другой — туча, дождик. Ребенку легче узнавать эти явления при их сравнении. Показ крупных, ярких игрушек также вызывает интерес к их изображению, такая игрушка может выступать как персонаж в процессе рисования. Например, воспитатель рисует мазки и объясняет: «Это матрешка шагает по дорожке». Или проводит карандашом на широком листе линии, по ним прокатывает совместно с ребенком машинку, тележку, говорит: «Это матрешка едет по дорожке».
Воспитатель может так же показать действия с комком глины, пластилина, поощряя стремления ребенка поиграть с вылепленной формой. Можно использовать при этом игрушки, например: слепив шарики (орешки), предложить ребенку угостить орехами белочку, конфетами — куклу.
Занятия лепкой интересны тем, что дети в объемной форме чаще находят сходство со знакомыми предметами, персонажами. Узнав в поделке воспитателя образ, они не только называют, что получилось, но и подражают голосом, жестами (например, гудку машины, лаю собачки и т. д.). Вылепленные формы ребенок активно и разнообразно включает в игру, что полезно для освоения объемных форм, для развития мелкой мускулатуры рук.
На участке во время прогулки воспитатель использует песок, снег, чтобы показать изображения знакомых предметов. Палочкой рисуя домик, куклу, он рассказывает: «В домике жила кукла Катя. По этой дорожке (проводит линию) она пошла погулять». Получается как бы рисунок-рассказ. Обращаясь к детям, он спрашивает: «А с кем Катя гуляет, кто еще живет в домике?» Затем предлагает построить рядом большой дом. «В этом доме будут жить , дети»,— говорит воспитатель, рисует здание большого размера и вместе с детьми «входит в дом». Такого характера рисунки не только обогащают игры детей, они способствуют развитию их ориентировки в пространстве, помогают учиться сравнивать изображения предметов по величине: маленький домик для маленькой матрешки, большой — для большой матрешки и т. д.
По желанию дети и сами могут выполнять несложные рисунки на песке, на снегу (из линий, простейших форм).
Можно использовать фланелеграф для рассматривания готовых форм, силуэтов.
Процесс рисования, лепки, раскладывания готовых форм должен протекать в «сотворчестве» воспитателя с детьми, вызывать у них желание подражать действиям взрослого. Действия такого характера являются своеобразным подготовительным этапомдля занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией на следующих возрастных ступенях.