Особенности в воспитании детей со слабой нервной системой
Дети слабого типа нервной системы особенно чувствительны к ласке, к тону, которым к ним обращаются. Строгий тон, порой просто необходимый по отношению к другим детям, менее эффективен в обращении с робкими детьми. С первых лет надо позаботиться о том, чтобы предупредить у них формирование неуверенности в себе, обидчивости, замкнутости, боязливости — нежелательных черт характера, которые у детей этого типа могут легко возникнуть, если их предупреждению не уделяется внимание. Вместе с тем свойственная этим детям повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у них чуткости, деликатности, отзывчивости.Такого ребенка не следует излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуверенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет различные поручения взрослых, обращается по заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности.
На прогулке воспитатель может предложить ребенку перешагнуть через небольшое препятствие, взобраться на возвышение, подзадоривая малыша, чтобы он делал это с желанием, а не по принуждению. Даже самые небольшие успехи окрыляют ребенка, он становится все смелее, решительнее.
Внимательно наблюдая за ребенком, изучая его особенности, воспитатель найдет правильный подход к нему, обеспечивающий гармоническое развитие. Игнорирование типологических особенностей нервной системы ребенка может привести к одностороннему развитию, так как у него будут в первую очередь складываться те черты, формированию которых благоприятствует его тип нервной системы. Например, ребенок возбудимый вырастет очень подвижным и поэтому непоседливым, ему будет не хватать выдержки, усидчивости. Медлительный ребенок будет способен проявить выдержку и усидчивость, но там, где потребуется быстрота реакции, сноровка, решительность, для него могут возникнуть трудности.
Тип высшей нервной деятельности чрезвычайно устойчив. Невозможно «переделать» от природы живого и очень подвижного ребенка в медлительного, или наоборот. Однако в процессе направленного воспитания, как было показано выше, могут быть внесены коррективы в поведение ребенка. Учитывать индивидуально-типологические особенности ребенка — это значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия, но и активно поддерживать положительные качества и перестраивать нежелательные.
Следует иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые переходные. Иными словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу. Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, бывает, что ребенок от природы быстрый и подвижный, а ему не дают возможности активно двигаться, и постепенно он начинает производить впечатление флегматичного.
Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. И однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо.